Ваше Божественное Наследие
Элизабет Клэр Профет
У каждого из нас есть не только страж порога, но и Реальное Я – та духовная, Божественная часть, которую нам назначено проявить. Чтобы одержать победу над стражем, необходимо понимать свое Реальное Я и иметь связь с этим внутренним светом.
Я хочу дать вам особый взгляд на вашу духовную судьбу в эпоху Рыб и эпоху Водолея, опираясь на ваши взаимоотношения с ипостасями Троицы и с Божественной Матерью.
Схема Божественного Я показывает, каким образом эти четыре аспекта индивидуализированы в вас как Бог Отец-Мать в Я ЕСМЬ Присутствии (верхняя фигура), как Сын в Святом Я Христа (средняя фигура) и как Святой Дух, который, когда вы приготовите себя, может поселиться в телесном храме, предоставленном Богом вашей душе для временного пребывания на планете Земля (нижняя фигура). Схема свидетельствует об исполнении надежды псалмопевца:
«Живущий [в сознании] под кровом Всевышнего покоится под сенью Всемогущего [могущественного Я ЕСМЬ Присутствия]». Он говорит о Господе: «Он — прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»1
«Этим именем будут призывать Меня»
Бог наказал Моисею рассказать детям Израиля, что имя Его – Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ [Я есмь Сущий] и что «Я ЕСМЬ послал меня к вам». Кроме того, Он сказал: «Так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род».2
В Иерусалимской Библии последнее предложение переводится так: «Вот имя Мое навеки; этим именем будут призывать Меня все грядущие поколения».
Призывая имя Господне, как велели нам делать пророки,3 мы используем имя Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ или просто Я ЕСМЬ. Обращаясь в молитве к Богу нашему, мы говорим: «Возлюбленное могущественное Я ЕСМЬ Присутствие…»
Всемогущий, Создатель Небес и Земли явил Себя для каждого из нас как Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ, идущее перед нами, как Господь шел пред детьми Израилевыми «днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном».4
Я ЕСМЬ Присутствие и окружающие его семь сфер света (цветные кольца) составляют тело Первопричины, Каузальное Тело. Эти сферы суть множество обителей в доме Отца нашего, где мы запасаем свои «сокровища на небе»5
Сокровищами же являются наши слова и дела, достойные Творца, наши позитивные мысли и чувства, наши победы в борьбе за правое дело и добродетели, которые мы воплотили в себе во славу Божью. И как сказал Иисус: «… ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»6 – в небесном мире.
Когда мы благоразумно используем свободную волю, энергии Бога, окрашенные нашими гармоничными вибрациями, автоматически возносятся в Каузальное Тело. Эти энергии накапливаются в сферах света, соответствующих семи чакрам и семи цветным лучам, используемым нами в творческой деятельности. Они даются нашему жизнепотоку как «таланты», которые мы можем умножать, если правильно используем их в каждой последующей жизни.
Иоанн Возлюбленный увидел и описал Я ЕСМЬ Присутствие, назвав его могущественным ангелом: «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные».7
Приумножение Божественного Образа
Святое Я Христа играет роль Посредника между Богом и человеком. Этот Вселенский Христос есть Единородный Сын Отца – световая эманация Первопричины. Это – Христос в Иисусе, Христос во мне и в вас. И все же существует лишь один Господь и один Спаситель.
Давайте немного поразмышляем об этом таинстве Тела Господнего и о Законе Единого. Ритуал преломления Хлеба Жизни представляет собой посвящение индивидуального Бого-пламени. Действительно, существует лишь один Господь и один Бог, просто этот Господь и этот Бог персонифицировал Себя в Я ЕСМЬ Присутствии каждого человека. Как изображено на Схеме, Я ЕСМЬ Присутствие, близкое и дорогое, напрямую связано с нами, располагаясь непосредственно над нами.
Я ЕСМЬ Присутствие является Божественным Образом единственного Господа и единственного Бога. Тысяча или десять миллиардов образов Единого сводятся все к одному тому же Господу и одному Богу, в чьем световом теле мы все пребываем. Единожды Один много раз все равно равняется Одному.
Подобным же образом Единородный Сын Отца есть единственный Христос и единственный Спаситель. Сын сей тоже персонифицирован для каждого дитя Божьего в личности Святого Я Христа.
Наш Отец из глубочайшей любви к нам поместил Христо-образ своего Сына в сердце каждого из нас. Тысяча или десять миллиардов образов Единого – все сводятся лишь к одному Сыну Божьему, одному Христу, одному Спасителю.
Это как фотография Иисуса, напечатанная в журнале. Сколько бы миллионов фотографий ни было, все они отображают одного Иисуса.
Наделяя нас могущественным Я ЕСМЬ Присутствием и Святым Я Христа, наш Отец передал нам Божественный Образ и Христо-образ – точные копии оригиналов. Эти Образы содержат в себе и являют собой во всей полноте единственного Господа и единственного Бога, а также Единородного Сына – единственного Христа и Спасителя.
Поскольку Иисус Христос был, есть и вечно будет воплощением Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ и воплощением Сына Божьего, то он всегда един с вашим могущественным Я ЕСМЬ Присутствием и Святым Я Христа. Именно эти особые взаимоотношения, соединяющие вас с Отцом и Сыном через Иисуса Христа, составляют основу вашей духовной судьбы в данную эпоху.
Истинный Свет
Апостол Иоанн постиг таинство существования одного Бога, индивидуализированного в Я ЕСМЬ Присутствии, и одного Сына и Спасителя, персонифицированного в Святом Я Христа каждого дитя Бога. Он написал о жизни, которая заключалась в Свете людей, и об Иоанне Крестителе, пришедшем свидетельствовать об этом Свете.
Об этом Свете Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ и о Сыне Божьем, едином с этим Светом, Иоанн провозгласил: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир».8
Если мы не принимаем возможность «стать сыновьями Бога» через Иисуса, тогда миссия нашего Господа, как и наша собственная миссия, – напрасны. Таинство одного Христа, индивидуализированного и пребывающего как семенной потенциал в каждом дитя Божьем, – это ключ к самопознанию, однажды забранный у нас. Это камень, отвергнутый строителями ортодоксальных систем.
Они хотели сделать из облеченного в плоть и кровь Иисуса «Бога истинного от Бога истинного»9 и единственного Единородного Сына Отца. Иисус действительно был Святым Граалем, в ком тот единственный Бог и Единородный Сын Отца обитали телесно.10 В чем ортодоксы ошибались, так это в том, что считали Иисуса единственным Сыном Божьим и единственным, кто мог обладать божественной природой, отрицая тем самым существование Бого-потенциала и Христо-потенциала у всех остальных душ, не видя то, что хорошо сознавал Иоанн Возлюбленный: каждый человек (каждое проявление Бога), приходящий в мир, воспламеняется Светом того же самого Бога и того же самого Христа, что обитали в храме Иисуса.
Разница между Иисусом и всеми нами состоит в том, что, в отличие от нас, он пребывал в полном сонастрое с этим Богом и Его Единородным Сыном, обитавшими в нем телесно. Поскольку мы еще не возвысили свои души и свои тела из плоти до совершенного Христобытия, то Я ЕСМЬ Присутствие и Святое Я Христа находятся над нами (а не в нас) и идут пред нами, озаряя наш путь.
Миссия Иисуса имела целью продемонстрировать процесс единения души с Я ЕСМЬ Присутствием и со Святым Я Христа. Иисус был примером того, кем однажды может стать каждый из нас. Он является нашим Господом и Спасителем, ибо мы далеко ушли от дома Отца и Сына и, следовательно, без посредничества Иисуса не способны самостоятельно установить истинные отношения с Отцом и Сыном, как изображено на Схеме. Без его милости мы также не можем обрести свое божественное наследие.
Вот почему Бог решил послать нам предсказанного Иеремией Господа Оправдание Наше,11 который отделит в нас пути Добра и Зла, обучая нас отличать правильное от неправильного. Сей Господь есть поистине Единородный Сын Отца, приходящий к нам в лице нашего возлюбленного Святого Я Христа. Поскольку, подобно Иисусу, мы являемся сонаследниками Христу,12 нам также предназначено воплотить этого Христа, ибо только так мы можем вкусить с ним славу и причаститься жизни вечной.
Ваше Святое Я Христа осеняет вас, где бы вы ни были и куда бы ни шли. Оно наделяет вас способностью всегда быть «Христосознающими» или, другими словами, всегда обладать «Христо-сознанием». Этот возлюбленный друг, учитель и утешитель в действительности и есть ваше Реальное Я, которым вы однажды станете, если последуете по стопам своего Спасителя.
Низшее «я» становится Высшим Я
Нижняя фигура на Схеме окутана фиолетовым пламенем, а снаружи окружена столбом Света, нисходящим из Я ЕСМЬ Присутствия в ответ на ваш призыв. Этот цилиндр белого света поддерживает силовое поле защиты двадцать четыре часа в сутки – до тех пор, пока вы храните гармонию.
Ваше низшее «я» состоит из души и духа, облаченных в одеяние из четырех нижних тел. Душа представляет собой непостоянный аспект существа, эволюционирующий в четырех планах Материи. Она обретает постоянство в ритуале вознесения.
Ваш дух – это ваша квинтэссенция. Это пронизывающее и господствующее присутствие, по которому вас узнают. Это оживляющий элемент вашей жизни, который вы проносите через все воплощения души, формируя его по подобию Духа Бога живого.
Вознесением называют кульминацию многих воплощений, проведенных душой в служении жизни. Для окончания земной школы душе необходимо выполнить следующие условия: (1) душа должна стать единой со своим Святым Я Христа, (2) она должна уравновесить, по меньшей мере, 51 процент собственной кармы и (3) она должна выполнить свою миссию на Земле в соответствии со своим божественным планом. На самом деле душа, идущая с Богом, может воплотить Бого-пламя и Бого-сознание задолго до того, как будет призвана Домой в ритуале вознесения; однако до часа своего вознесения она не может слиться на веки вечные со своим Я ЕСМЬ Присутствием.
Благодаря ритуалу вознесения душа становится Нетленной. С этого времени ее знают как Вознесенного Владыку, и душа обретает венец вечной жизни. Такова конечная цель жизни, к осуществлению которой надо всячески стремиться. Вознесение несет свободу от циклов кармы и колеса перерождений и позволяет войти в радость Господа.
Таким образом, Схема представляет собой ваше прошлое, настоящее и будущее – диаграмму паломничества вашей души к Великому Центральному Солнцу, когда год за годом вы поднимаетесь по спиральной лестнице посвящений, приближаясь к Богу, и Он приближается к вам.13
Дар ваших Божественных Родителей
Трехлепестковое пламя жизни – это ваша божественная искра, дар жизни, свободы и сознания от ваших Божественных Родителей. Также называемое Святым Христо-пламенем, оно является сутью вашей Реальности, вашим потенциалом для Христобытия, опечатанным в тайной обители сердца.
Это пламя состоит из трех лепестков, голубого (слева), желтого (в центре) и розового (справа), которые соотносятся с основными атрибутами силы, мудрости и любви соответственно. Благодаря силе Отца, мудрости Сына и любви Святого Духа, закрепленным в трехлепестковом пламени, ваша душа упражняется в применении данной ей Богом свободной воли, стремясь исполнить смысл своего существования на физическом плане в течение отведенного ей здесь времени.
Кристальная струна (или серебряная цепочка)14 есть поток жизни, текущий из сердца Я ЕСМЬ Присутствия к Святому Я Христа для того, чтобы питать и поддерживать душу и ее проводники во времени и пространстве. Иоанн видел кристальную струну и описывал ее как «чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца».15
Вы можете думать о кристальной струне как о «пуповине», по которой из Великого Центрального Солнца непрерывно течет свет-энергия-сознание Бога, направляясь к дитя-человеку, воплощенному на далекой планете. Эта струна входит в человеческое существо в области венца, давая импульс для пульсации трехлепесткового пламени, а также для физического сердцебиения и всех функций тела.
Прямо над головой Святого Я Христа, изображенного на Схеме, парит нисходящий от Отца голубь Святого Духа. Это символ того, что Утешитель заботится о каждом жизнепотоке, пока душа не будет духовно готова принять раздвоенные языки огня и крещение Святым Духом.
С этой целью сын человеческий, принимающий волю Божью, ежедневно развивает свое Христо-сознание и все больше наполняется Христо-качествами. Обретая большую любовь и большую мудрость в качестве основы самоовладения, человек вступает в подлинное общение со своим Святым Я Христа.
В должное время, когда процесс алхимической свадьбы души с ее Святым Я Христа полностью завершится, Святой Дух сойдет на такой жизнепоток, и тот услышит похвалу Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»,16 свидетельствующую, что сын человеческий стал священным сосудом для Сына Божьего. Теперь он готов начать миссию во Христе в качестве слуги своего Господа.
Божественная Мать, священный огонь и чакры
Средоточием энергий Божественной Матери и центром поклонения ей в человеческом храме является священный огонь, который, будучи подлинным источником света, поднимается от чакры основания до чакры венца. Семь чакр играют роль духовных центров в теле человека. Их задача – распространять свет Матери, восходящий от основания позвоночника, и свет Отца, нисходящий из Я ЕСМЬ Присутствия.
Слияние этих двух лучистых потоков жизненной энергии, несущих вибрацию света Матери (снизу) и света Отца (сверху), рождает союз и равновесие положительных и отрицательных (инь и ян) сил в чакрах. Так каждая чакра становится центром для высвобождения света Бога Отца-Матери. Каждая чакра фокусирует один из семи цветных лучей и один из семи планов бытия.
В духовно развитом человеке священный огонь Матери, известный на Востоке как Кундалини, поднимается по позвоночному столбу для ускорения развития души и пробуждения Внутреннего Христа и Внутреннего Будды. Наша Божественная Мать всегда находится рядом с нами, хранит нас и направляет наши шаги, обучая навыкам самоовладения, которое мы совершенствуем, беря на себя командование собственной душой и духом, четырьмя нижними телами и священным огнем, высвобождаемым нами через чакры.
Четыре нижних тела
Четыре нижних тела представляют собой четыре энергетических поля. Это взаимопроникающие оболочки сознания, каждая из которых вибрирует в своем собственном измерении. Таким образом, вы наделены физическим телом – телом из плоти и крови, у вас есть ум, обладающий способностью мыслить, и это ваше ментальное тело, вы проявляете эмоции и чувства, которые выражаете через астральное тело, или тело желаний (также называемое эмоциональным телом). Кроме того, вы наделены памятью, заключенной в вашем эфирном теле, или теле памяти; оно обладает наивысшими вибрациями из всех четырех тел и служит «оболочкой для души».
Четыре нижних тела окружают душу и являются средствами ее выражения в материальном мире формы. Планеты также имеют свои четыре нижних «тела», эволюционируя в эфирном, ментальном, астральном и физическом планах. Эти четыре квадранта бытия соответствуют огню, воздуху, воде и земле древних алхимиков.
Наши четыре нижних тела похожи на «колеса в колесах». Вы также можете представить их как взаимопроникающие дуршлаги. Когда их «отверстия» совпадают, ваши четыре нижних тела синхронизированы друг с другом. Это означает, что они согласуются со светокопией вашего жизнепотока, поддерживаемой Святым Я Христа, что дает вам возможность беспрепятственно направлять свет через свои чакры на благословение и исцеление всего живого.
Однако у большинства из нас эти «отверстия» не совпадают. Мы не пребываем в сонастрое со своим Реальным Я и поэтому не извлекаем всей пользы даже из той порции света, которая сходит по кристальной струне из могущественного Я ЕСМЬ Присутствия.
Если мы хотим окончить земную школу личностью, единой с Богом, нам нужно справиться со следующей проблемой: во время пребывания на этой планете наши духовные поры забились большим объемом человеческой кармы и астральных миазмов (то есть искаженной на протяжении столетий энергии). Кроме того, каждый из нас несет в своих четырех нижних телах и определенную порцию планетарной кармы.
По мере того как мы неправильно использовали чистый Божественный поток жизни, постоянно текущий от нашего Я ЕСМЬ Присутствия сюда, вниз, этот, уже [загрязненный], поток оседал в подсознании (подобно кольцам на нашем древе жизни) и в коллективном бессознательном расы. Нравится нам это или нет, но мы несем кармическое бремя друг друга просто потому, что являемся частью эволюционирующего на Земле человечества. И это тоже наша карма!
В 1989 году комедия Охотники за привидениями II наглядно продемонстрировала, каким образом может накапливаться негативная энергия. В начале фильма «охотники за привидениями» обнаруживают реку розово-оранжевой слизи, текущую в заброшенном подземном тоннеле под Манхэттеном. Они устанавливают, что эта слизь состоит из материализованных негативных человеческих эмоций – ненависти, жестокости и гнева. Слизь начинает расти и умножаться, набирая моментум за счет продолжающихся выбросов негативной энергии жителями города; она проникает через тротуары, грозя охватить весь город и открыть «эру зла». Ее можно нейтрализовать только позитивной энергией – миром, любовью и добрыми чувствами.
Чтобы вызвать позитивную энергию жителей Нью-Йорка, охотники за привидениями заряжают Статую Свободы, которая оживает и приходит в Манхэттен. Люди выходят на улицы и веселятся. В конце концов, слизь окончательно исчезает, когда народ распевает песню «Старые добрые времена».*
И хотя мы не относимся к этому фильму слишком серьезно, он показывает, что люди чувствительные знают: вырабатываемая нами негативная энергия притягивает к себе все больше подобной энергии и возвращается к нам. И если мы не найдем решения этой проблемы, то однажды она раздавит нас. Рано или поздно астральная слизь разольется на физическом плане, и туман закристаллизуется.
Накопление нами кармы
В конце эпохи Рыб мы пожинаем карму этого двухтысячелетнего цикла, как и всех предыдущих циклов. Во времена Ноя Бог очистил планетарный компьютер, хотя и не полностью, использовав природные силы для затопления Атлантиды (это событие известно иначе как Ноев Потоп). Наша карма накапливалась не только со времен Потопа, но и со времени окончания последней эпохи Рыб 25 800 лет тому назад.
Карме не предназначено быть наказанием, хотя те, кто пожинает ее, могут относиться к ней именно так. Карма сходит, чтобы преподавать нам уроки жизни, которые мы отказались выучить любым другим способом. Карма является следствием всех мыслей, чувств, слов и дел, приведенных нами в действие по свободной воле при использовании Божьей энергии.
Великий Закон возвращает нам в точности то, что мы породили. В Притчах Соломона сказано: «Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою».17 Такое возвращение души к ее кармическим условиям может повторяться до седмижды семидесяти раз18 или до тех пор, пока урок не будет выучен, после чего душа более не станет творить негативную карму.
Большинство из нас привело в действие хорошие причины, позволившие нам пожать хорошие следствия (очень благую карму!), которые, как я уже сказала, хранятся в нашем Каузальном Теле. Однако мы также порождали и негативную энергию, с которой сталкиваемся вновь, когда та приходит, пройдя полный круг, притянув к себе подобную энергию и приумножившись за счет негативных мировых моментумов. И мы творили эту негативную энергию в течение очень и очень долгого времени.
Часто мы сеяли ошибки непреднамеренно, неосознанно, не зная космического закона. Мы также должны признать, что порой сознательно и намеренно причиняли вред другим частицам жизни. Теперь же Великий Закон требует, чтобы мы заплатили цену за свои проступки, совершенные сознательно или по неведению.
Послание переходного периода между двумя эпохами – эпохой Рыб и эпохой Водолея – гласит: мы должны заплатить свои кармические долги.
Тем не менее, по милости нашего Господа, мы можем воздать молитву: «Отче, прости нам наши прегрешения против закона Твоей щедрой любви, подобно тому, как мы искренне и безоговорочно прощаем тех, кто причинил вред нам».19 Так мы можем поистине познать спасение через милосердие Бога.
Власть стать Сыновьями Божиими
Иисус пришел показать путь личного Христобытия для того, чтобы дети Света могли следовать по его стопам во время эпохи Рыб и после нее. Однако церковь и государство не сохранили для них знание об этом пути. В отсутствие учителей, которые учили бы христианским таинствам, переданным Иисусом своим ученикам, дети Света не поняли сути обращенного к их душам призыва Бога идти по пути, которому на собственном примере обучал наш Господь.
По великому замыслу Творца дети Божьи должны были откликнуться на этот зов, достигнув личного Христобытия во время диспенсации эпохи Рыб. Поэтому Бог послал Своего Сына Иисуса Христа, чтобы дать им возможность стать сыновьями Божьими. Иоанн Возлюбленный так описал это величайшее обещание наивысшей милости всех времен: «Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились».20
Бог дал нам это обещание, потому что многие люди, согрешив против Святой Троицы и Божественной Матери, позволили своей божественной искре, дарованной им в начале, погаснуть, вследствие чего они утеряли связь и со Святым Я Христа.
Посему всем, кто готов совершать свое спасение «со страхом и трепетом»21 (как Апостол Павел убеждал поступать последователей Христа в Филиппах), Бог послал Своего Сына Иисуса Христа, чтобы вновь зажечь их трехлепестковое пламя и восстановить связь со Святым Я Христа.
Смысл этого обещания, записанного Иоанном, таков: если жизнепотоки, не обладающие божественной искрой, примут Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя, веруя «во имя Его» и принимая его в качестве Великого Примера пути, по которому они теперь должны следовать. то сей Сын Бога вновь воспламенит трехлепестковое пламя каждого, тем самым дав им второй шанс стать сыновьями Божьими – вторую возможность благословить узы, что свяжут их со Святым Я Христа.
Восстановление этого вечного пламени есть спасение, предлагаемое Сыном Божьим тому миру, который не может объять Свет, потому что пребывает в собственной Тьме.22 Поэтому «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».23
Трехлепестковое пламя и Святое Я Христа – это средства, с помощью которых каждая живая душа, пришедшая от Бога, может вернуться к Нему, следуя стезей личного Христобытия – стезей слов и дел, умноженных милостью Иисуса Христа. Таков призыв Бога, обращенный к нам, возлюбленные. Он призывает наши души вернуться к алтарю Храма Прекрасного на Небесах. И на его призыв мы можем и должны ответить на этом перекрестке эпох.
Стезя индивидуального Христобытия – не проторенная дорога, хотя и должна быть таковой. Дело в том, что волки в овечьей шкуре,24 воплощенные падшие ангелы, засевшие в церкви и государстве, изъяли тело учений нашего Господа и кровь его священных таинств.
Почему? Потому что они боятся, что дети Света, на законном основании развивающие трехлепестковое пламя Отца, Сына и Святого Духа, возвысятся до положения полного сонаследия с вечным Христом. И тогда сии дети Света смогут, во имя Иисуса Христа и во имя их собственного Святого Я Христа, подняться, победить этих воплощенных менял и изгнать их из храмов Бога и человека!
Но дети Света подобны рассеявшимся овцам, чей пастырь был поражен.25 Они плохо оснащены для своей миссии в новом веке Водолея, поскольку не обладают ни знанием о враге, ни полнотой знания (ранние христиане называли его гнозисом) о пребывающем в них Вселенском Христе.
Настало время вновь посетить храмы древней Атлантиды, на стенах которых начертано: «Человек, познай себя!» и «Человек, познай себя как Бога!» Не должны мы забывать и слова Моисея, процитированные Иисусом: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы».26 Посему, о человек, познай врага внутреннего и врага внешнего, который жаждет лишить тебя великой истины о твоей божественности.
* «Auld Lang Syne» – «Старые добрые времена», знаменитая шотландская песня на слова Роберта Бёрнса, написанная в 1789 году. По традиции исполняется в канун Нового года или на прощание в конце праздничного обеда. – Прим. пер.