ИСТОК
Вечный Творец Космоса, Направитель человеческой судьбы, Создатель Пламени Жизни и божественных матриц в человеке! Мы предстаем пред Тобой во имя Христа живого, прося о ментальном, эмоциональном и духовном высвобождении в чашу нашего сознания Твоих мыслей – для нашего продвижения, предостережения и обучения. Во имя Иисуса Христа мы благодарим Тебя.
Исток – в нем Начало каждого мужчины, женщины и дитя Бога в этом планетарном доме и во всех системах миров. Здесь совершен акт сотворения всех Его сыновей – «мужчину и женщину сотворил их»1 – и небесно-земных иерархий ангелов и природных духов, обитающих в бескрайних сферах нашего Духовно-Материального космоса и за его пределами.
Мы убеждены, что Исток находится в эманирующем из Первопричины Свете, и Свет этот, называемый Словом (от греч. Логос), есть единородный Сын Отца, полный благодати и истины.2
Слово, как создающий Жизнь принцип, служит инструментом творения, который Творец использовал для создания всего сущего и придания ему формы. Этот Свет является местом рождения нашей души и в Духе, и в Материи.
С научной точки зрения, вся проявленная Материя и весь Интеллект, с помощью которого Слово живое запечатлело себя на всей субстанции в Начале, является Светом. Все духовно существующее и все физически видимое через этот Свет «начало быть», и без этого Света «ничто не начало быть, что начало быть»3 – ни во всей вселенной, ни в самых отдаленных областях, [достижимых для] Вселенского Звука.
Эта мысль содержит побуждающий к движению импульс и переносит нас к первому моменту творения Богом, Элохим. Здесь мы видим, что если все было сотворено Вселенским Словом, то есть Христом, тогда и мы созданы этим Христом. Это приносит утешение нашим душам. Ведь через этого Святого Божьего мы обретаем связь – прекрасную связь между нами и Отцом; а за пределами формы Троицы этот Логос связывает нас с бесформенностью,
чистым Духом, истоком Всего, который древняя традиция называет БРАХМАНОМ.
Да, с помощью Слова, которое вызывает колебания покрова Космической Девы беззвучным звуком, к которому мы можем приблизиться, пропевая священный ОМ, наша связь простирается по решетке космоса.
Слово это, звучащее на всех планах и во всех световых молекулах нашего Существа, является источником Духовно-материального творения. Из этого истока произошли Альфа и Омега – «начало и конец» наших приходов и уходов в эти миры внутри миров.
Мы едины со Словом, как и Слово едино с нами. Мы не можем быть отделены ни от созидательного звука, ни от созидательного Истока. Таким образом, мы содержим в себе все наши «начала» и «концы» и даже Исток нашего начала, к которому мы собираемся вернуться с помощью Утерянных Учений Иисуса.
Путь – сотворчество с Богом
В тиканье швейцарских часов мы видим лишь механическую точность, а в сотворенной вселенной – сердце из плоти, вовлеченное в проявление. И мы сами вовлечены. Благодаря нашему союзу с Богом (Который, по команде Иисуса Навина, остановил солнце)4 Свет способен вернуть нас к точке рождения во Вселенском Слове, как бы далеко мы ни ушли во временном поясе.
Отождествляясь с Богом в вечном, беспредельном, бесконечном царстве, мы становимся сотворцами с Богом и творим вселенную вместе с Ним, хотя и пребываем сейчас в смертной форме, проходя обучение в «школе» материального космоса, где наши души испытываются, убеляются, очищаются и совершенствуются.5
Как сказал Христос, когда ему угрожал царь Ирод: «…пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день сделаюсь совершенным»,6 провозгласив это целью для себя и для нас, так и мы говорим вам сегодня: путь совершенствования с помощью Великого Я Бога – ритуал очищения души через дорогого Отца – это способ вернуться к Истоку. Высшее достижение ученика на этом пути, как Иисус указывал ученикам, обретается через Слово, через веру в «Того, Кого Он послал»,7 чтобы творить дела Божий.
Дела эти включают в себя изгнание демонов и поглощение священным огнем порочного сознания низшего «я», восстановление Света в чакрах и приведение их к сонастрой с семью планами Бытия, передачу Света составным частям Тела Божьего.
Сыны и дочери Бога, пробужденные воспоминанием об Истоке! Возрадуйтесь в Господе, принимая цель вашего создания в Слове – облачение в мантию сотворца с Богом, чтобы использовать полученные на этом божественном посту полномочия для воссоздания себя по Божественному Образу и Подобию.
Вверить себя Святому Духу, чтобы быть созданным и воссозданным в соответствии с Божественным Замыслом — вашей первоначальной светокопией, являющейся зеркальным отображением Я Бога, – таков совместный творческий Труд Отца и Сына, благодаря которому Световое излучение Слова высвобождается для проявления в вас.
Свет неосуждения
В противоположность этому пути ученичества, который истинные Владыки Востока и Запада назвали «великим трудом веков», ложные пасторы проводят время в осуждении человечества, проявляя нетерпимость ко всем, кроме самих себя, и полностью противореча слову Господа нашего: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».8 Но эти лжепастыри горько пожалеют о том дне, когда распространили доктрину осуждения в мире.
Как следствие этой разрушительной привычки, противоречащей целям Бога (которые были определены для нас и нами с самого начала), люди несут тяжелое бремя осуждения на своих плечах. И оно не становится легче в разгар религиозного фанатизма и политической борьбы.
Даже закоренелые грешники – убийцы и воры всех мастей говорят перед смертью: «На самом деле я не был плохим человеком. В глубине души я всегда хотел поступать правильно». Да, именно так они и говорят. И это поразительно: люди совершают неверные поступки, даже не сознавая, что заставляет их так поступать. Они сопротивляются проклятию мирового осуждения, и в то же время они захвачены им.
Хотя некоторые самые злейшие враги самим себе претерпевают крайние страдания от поражений, лишений и самоуничижения, исцеляющий, облагораживающий механизм Небес по-прежнему действует. «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»,9 – сказал Христос. «Я послан только к погибшим10 овцам дома Израилева».11
Мы видим Владыку Иисуса, который явился Павлу на дороге в Дамаск. То был «с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня», – так Павел описал свое переживание Агриппе. И услышал он голос Владыки, говорящий: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна».12
Мы и сегодня встречаем людей, которые, подобно Савлу из Тарса до его обращения, были сотворены по образу Бога, но не знают об этом. Причина в
том, что наша религиозная терминология в своей ортодоксальности не смогла передать современному человеку идею великого очищения, возможного для его души, способной сверкать в небесном свете и получать помощь от Бога живого.
Свет, излившийся на Павла, был ослепляющим и очищающим. Свет был укором его человеческому сознанию, которое подвергало гонениям истинных служителей Бога. Он должен был очистить его очи, чтобы Павел смог лицезреть Сына Божьего. Это был свет обращения, заставивший его в корне измениться и встать на путь личного сотрудничества с Владыкой Иисусом Христом. Но свет тот не был светом осуждения. Иисус, облеченный силой Логоса, призывал Савла вернуться к его Истоку в Я ЕСМЬ Присутствии.
Спаситель сегодня – тот же, что и тогда, когда являлся ученикам до и после воскресения, и он всегда останется таковым. Следовательно, нам нужно относиться к нему исходя не из пространственно-временных представлений, а из концепции Вечного Сейчас. Вопрос не в том, может ли Вознесенный Владыка Иисус Христос явиться вам сегодня так же, как в те времена, а в том, готовы ли вы к изменению, которое его Свет произведет в вашей жизни?
Что бы ни представлял собой Павел внешне, внутренне его душа была готова! И Дух подготавливал его, и сам он готовился, прилежно учась в той и предыдущих жизнях. Вы помните, что Павел был гражданином Киликии, образованным иудеем, воспитанным в Иерусалиме «при ногах Гамалиила», который был фарисеем в синедрионе и законоучителем.
Для живущей внутри него души, знакомой с путем обучения и учеными мужами, было не новым (вполне независимо от внешнего ума) одухотворение ее Словом. Несмотря на то, что ум Савла был настроен против Христа (под влиянием традиций и окружения, которые не могут необратимо изменить направление души, если только она не даст согласие), образ Апостола Павла, его огненная судьба, уже были запечатлены в его духе.
Так и с вами, возлюбленные. Выбирать вам: позволить себе обратиться или нет, когда – не если, а когда – Христос придет и постучит в вашу дверь.
Импульс космоса нужно уловить. «Сейчас» находится в том самом центральном звене песочных часов, где, «как Вверху, так и внизу», песчинка возвещает мгновение возможности. Если смотреть сверху вниз, то центральное звено является прошлым – вы уже прошли его; если смотреть снизу вверх, центральное звено – будущее, которое вот-вот сойдет. Но в обоих случаях действие (или активизирующая сила – т. е. движение времени) служит ключом к «Сейчас».
Что происходит в вашей жизни сейчас? Что вы являете собой сегодня? Ведь в «сейчас» мы не только формируем наше «завтра», но и преобразуем наше «вчера».
Именно эту мысль стремился донести до людей Ориген Александрийский. Он был первым выдающимся богословом Церкви после Апостолов; впоследствии, в период преследования [христиан] императором Децием (250-251 н.э.) его учения были преданы анафеме, а сам он подвергся пыткам и заточению за Истину Христову. Фрагменты его необыкновенных трудов раскрывают многие из Утерянных Учений Иисуса, которые наш Господь передал ему во время его медитаций на Священное Писание.
Одна из высказанных им идей, полностью противоположная осуждению, которое сегодняшние религии накладывают на людей, гласит, что совершенство достигается поэтапно. Ориген объяснил, что рост и умножение добродетелей обретается шаг за шагом, и, следовательно, наше спасение выковывается не в прошлом или будущем, а в вечном сейчас.
Он полагал, что все разумные существа начали свой путь в некой более высокой точке и пали до их нынешнего положения, потребовавшего сотворения материального мира; но как бы низко разумное существо ни пало, оно всегда может снова подняться к прежнему состоянию единства с Богом.13
Ориген писал, что после обращения душа пребывает в духовной пустыне, где ее обучают и испытывают. «И когда она преодолевает одно искушение… то идет к другому; и она переходит, так сказать, от одного этапа к другому… пока не достигнет своей цели (а именно высочайшей вершины добродетелей) и не получит обещанное ей наследство».14
Следовательно, одна совершенная ошибка не ведет к вечным мукам в аду; и ваше обращение вовсе не означает, что вы уже обрели божественное наследие. Люди чувствуют себя проклятыми, так как им внушили идею: если они сделают всего одну ошибку, то им конец.
Мир не понял силы прощения. Прощение – это не просто терпимость Божества по отношению к нам, как будто Бог хочет сказать: «Ну, я потерплю их немного. Либо они научатся, либо будут гореть!» Это утверждение антропоморфного бога – бога, созданного по образу человека. Но Бог устроен совсем не так!
Живой Бог, которому мы поклоняемся в лице Отца, говорит, что вместо того, чтобы гореть, мы будем заслуживать [прощение] и выучивать уроки, идя по жизненному пути. Если же мы вообще когда-нибудь будем «гореть», то это будет касаться только нашей совести и осознавания, что есть более высокие стандарты, на которые следует равняться. Владыка указал их нам. Мы можем сопротивляться им, если пожелаем. Небеса не собираются ничего делать, чтобы изменить ваши убеждения, не собираюсь этого делать и я.
Будучи одним из слуг Божьих, – возможно, одним из братьев меньших,15 – я не собираюсь ни с кем бороться ни в этом зале, ни за его стенами. Но какими бы пороками ни страдал человеческий ум, я буду служить тем, кто приходит
с открытым умом, чистым сердцем и готовностью экспериментировать с методами, которые были опробованы Вознесенными Владыками в течение многих жизней нашего совместного служения с ними, а также за все времена существования человечества на планете.
Несмотря на то, что некоторые люди не понимают важности сотрудничества Братства с невознесенным человеком, это не меняет работу космического закона, как не имеет никакого значения для святых ангелов или Закона и любое представление человека о том, что важно, а что нет.
Я не буду никого побуждать внимать моим наставлениям против воли. И потому не стройте иллюзий в отношении меня, ибо я ничего не собираюсь делать для вас – ничего! В мои намерения входит только говорить о замыслах Отца. И если вы будете согласны со мной, я даже не обращу на это внимание. Если же – не согласны, то, возможно, я могу знать об этом, но и виду не подам, что знаю.
Итак, в чем мы действительно заинтересованы, так это в том, чтобы быть инструментом возлюбленного Иисуса, то есть чтобы наши руки могли быть его руками, наши ноги – его ногами, наш язык – его языком, а наши глаза -его глазами, видящими то совершенство, которое видит в нас Бог. Удостоенные милостей Господа, мы готовы платить. Ведь Бог является Богом Любви -Любви, гораздо большей, чем та, какую большинство из пас познало. И мы верим в эту Любовь. Мы следуем за ней и проявляем послушание. Ибо Любовь позвала, и мы ответили.
Однако мир не всегда видел то, чем в действительности является Бог. Люди рассуждали о божественной любви. На самом деле, они говорят о ней постоянно, но, пока они будут вовлечены в ограниченную, собственническую любовь (даже к Богу), любовь божественная в ее истинном значении будет очень мало исповедоваться на планете. Наши проявления любви, кажется, просто не идут дальше эмоционального, чувственного или сочувственного отношения.
Но мы должны быть очень осторожными с тем обоюдоострым мечом, который иногда носим. И это касается всей человеческой расы. Меч осуждения -опасный меч. Особенно, когда оцениваются действия ближних. Потому что в своих умах и сердцах очень многие действительно хотят поступать правильно и искренне желают добра. И их любовь, хотя, возможно, и не полностью освобожденная Духом, поднимается из глубины души. Они просто сталкиваются с закосневшей традицией и клише человеческих привычек, которые, вероятно, являются сегодня основной причиной большинства проблем в мире.
Но для каждой такой причины есть соответствующее решение – уничтожение [проблемы] Святым Духом! И когда крещение священным огнем будет приходить к вам в ежедневном схождении фиолетового пламени в ответ на ваш призыв, вы познаете трансмутирующую силу Любви в ее все заливающем свете.
Какую странную трагедию мы наблюдаем: несмотря на то, что все религии имели только одну цель – братство людское под сенью Отца небесного, они, фактически, достигли обратного, неизменно пытаясь свести Дух Любви к доктрине «можно» и «нельзя». Но даже эта проблема не устоит перед всепоглощающим фиолетовым пламенем Святого Духа.
Фиолетовое пламя – это универсальный растворитель и средство от всех болезней, которое искали и алхимики, и целители, и ученые, хотя нашли лишь немногие. Но пока вы не овладеете искусством и наукой изреченного Слова16 и не научитесь призывать действие Седьмого луча в ваши ум, душу и тело, вы не познаете, что фиолетовое пламя способно сделать для вас.
Фиолетовое пламя является одним из величайших таинств, которым когда-либо учил Иисус; мы поговорим о нем подробно в свое время. Между тем, размышляя о начальных принципах, бодрствуйте и молитесь о схождении Утешителя,17 вступая в сад Господнего сердца.
Религия и стремление человека прийти к Богу
Мы видим, что еще в самых ранних, примитивных культурах появлялся шаман, жрец, колдун. Какой бы он ни был, он служил фокусной точкой для сознания людей племени, которые признавали, что физическая жизнь преходяща, и стремились найти какую-то связь с макрокосмическим миром (в отличии от мира микрокосмического, который мы наблюдаем вокруг себя).
Так стала зарождаться религия, стремившаяся удовлетворить потребности людей, касающиеся как контроля над непосредственным окружением, так и гарантий самосохранения в загробной жизни.
Мы живем в очень консервативном мире – я имею в виду наш личный мир. Мир этот вращается вокруг ковра в гостиной и кухонного стола… и еще случающихся иногда поездок туда или сюда. И мы утверждаем, что знаем о мире!
Мы можем получить немного знаний о том, что представляет собой мир, из энциклопедий. Мы узнаем о психологическом мире человека, об астральном мире и области подсознания, где человек, порой переживая странные и мучительные страдания, теряет контроль над эмоциями, как говорят, «совершенно выходит из себя».
Мы с вами знаем, что люди на самом деле не удовлетворены тем, что современные жрецы – священники, раввины и психоаналитики – говорят им о мире. Люди знают, что существует пропущенное звено. Мы знаем – и знали с детства, – что нам не говорят той Истины, которая, как мы чувствуем внутри, является верной.
Поэтому нам следует начать узнавать что-то еще о себе и о своем «я», что имеет отношение к самым ранним попыткам человека познать Бога.
Что ж, если у вас возникнет когда-нибудь желание развлечься, составьте таблицу всех религий, когда-либо существовавших на Земле. Изучив ее, вы поймете, что на Небесах не будет членов Саммит Лайтхауза, не будет пресвитериан, не будет последователей римской католической церкви, не будет методистов, не будет пятидесятников, а будут «универсальные» люди, полностью забывшие о том, кем были и к каким организациям принадлежали, осознавшие, что, в первую очередь, они принадлежат Богу, и отбросившие все остальное! Видите ли, вам придется оставить багаж религии позади, если хотите достичь вершины и полноты Любви!
Иисус однажды заметил: «Многие были бы поражены, узнав, что я отвечаю на молитвы мусульман, евреев, индусов, буддистов и тех, кто просит о помощи, не обращаясь ко мне лично. Возлюбленные, есть те, кто в своем самодовольстве, лицемерии и духовной гордыне считает, что благодаря своей доктрине держат в руках ключи к Царству, и все же они предали сам Свет и сами таинства моего Тела».18
Разве не ясно? Павел сказал: «Более же всего [т. е. более религиозных учений] облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства».19
И вот мы ищем нашего Создателя, и все эти религии стоят перед нами. И предполагается, что все они ведут к Богу. Вам не приходилось видеть указательные столбы от Бельгии до Парижа? Они смотрят в разные стороны. Один указывает, что дорога на Париж – в одном направлении, другой – в другом, и есть еще указывающий третий путь. Там, кажется, есть и такой, что указывает прямо вверх!
И у вас складывается впечатление, что вы можете добраться до Парижа чуть ли не по любой дороге, какая вам по душе.
И я вполне согласен с этим, если не считать того, что некоторые дороги ведут больше в обход, чем другие. Вы понимаете, что я имею в виду? Они огибают конюшню Робин Гуда. А я верю, что кратчайшее расстояние между любыми двумя точками – это прямая линия, а не изогнутая, не круг и не зигзаг.
Итак, нам нужно понять, в чем суть Учений Вознесенных Владык. Первое, чему они вас учат, это тому, что вы обладаете свободной волей; далее они говорят вам, что в «пределах», которые Бог установил для обитания человека,20 вы можете получить все, что захотите, в этой жизни или в следующей.
И затем они расскажут вам, что после многих жизней, проведенных в борьбе и бессмысленных объездах – всегда на пути к Парижу, но так и не добираясь туда, – вы придете к тому же пути, по которому сегодня идут Владыки. Вы пойдете по тому же пути, потому что, пройдя по своему обходному маршруту до конца, вы вернетесь к прямой линии.
Но обычно это происходит в следующем воплощении – не в этом, потому что большинство людей, в какой религии родилось, в той и умирает. Обычно, они и похоронены в ней!
Знаете ли вы, что некоторые церкви сдают своим прихожанам в аренду скамьи, а иногда даже места захоронения? Да! Вы можете арендовать постоянное огороженное место в церкви и престижный участок земли для вашей семьи. Я подозреваю, что в недалеком будущем все это можно будет сделать, сидя за компьютером. Вы просто нажмете несколько кнопок, и обо всем в вашей жизни – от колыбели до могилы – позаботятся, за исключением души!
Большей частью душой в этом соперничающем мире как бы мягко пренебрегают. А это – самая важная часть. Мы ухаживаем за зубами — приобретаем зубные щетки и нитки для чистки зубов. И знаете ли, мы действительно выглядим лучше благодаря всем этим средствам. А некоторые люди используют еще и накладные ресницы, и парики, и многое другое, чем можно себя приукрасить.
Все это нормально. Оно никак не вредит душе. Но никак и не помогает ей – вот в чем проблема!
Если бы мы уделяли столько же внимания живущей в нас душе, тогда мы могли бы решить пойти прямой дорогой. Зная, куда Реальное Я действительно хочет идти, и зная, как туда добраться, мы выбрали бы, конечно, самый короткий путь, не так ли?
Поразмышляйте об этом какое-то время. Вопрос в следующем: зная Истину и имея почти безграничные возможности, выберем ли мы то лучшее и высочайшее, что может нам предоставить жизнь?
В то время как мы занимаемся принятием краткосрочных и долгосрочных решений, Творец предоставил нам Свое царство подножия21 в качестве платформы для нашей эволюции.
Итак, мы живем в прекрасном мире – действительно прекрасном! Наш мир не уродлив, хотя некоторые его уголки кажутся такими благодаря стараниям человека. Природа одарила и обогатила нас прекрасным, ласковым, золотым солнцем. Наверно, штат Колорадо – один из лучших во всей стране по количеству солнечных дней. Но и у жителей всех других областей есть дни, когда они могут погреться на солнце и насладиться прогулкой на свежем воздухе. И хотя не везде такой прекрасный воздух, как в Колорадо, все же каждый раз, когда вы выходите на улицу, где можете вдыхать, наполнять легкие этим свежим воздухом, он благотворно действует на вас и улучшает ваше самочувствие.
Но мы живем в эпоху банальностей, когда все эти присказки, избитые выражения и чувство комфортности усыпляют нас и заставляют считать, что мы надежно защищены и находимся в полной безопасности. Однако есть и другая
сторона нас, которая говорит нам, что сама неопределенность таит в себе опасность. И мы начинаем сомневаться.
Как-то один человек сказал, что примкнул к восемнадцати разным церквям. Кто-то поинтересовался, зачем ему это нужно. И он ответил: «Ну, на всякий случай». На случай, если одна церковь не сработает, он хотел поискать счастья в другой.
Вопрос перевоплощения
Наша религия – это просто вера в бессмертную жизнь. Глядя на то, как осенью увядают цветы и опадают листья с деревьев, как трава в умеренном климате теряет свой цвет и высыхает, а новая опять появляется весной, мы наблюдаем вечный процесс обновления, подсказывающий, что мы, возможно, находимся здесь намного дольше, чем думаем.
Некоторые люди спрашивают: «Верите ли вы в реинкарнацию?»
Ну, конечно, верю!
«Но, – возражают они, – какой прок в реинкарнации? Я не помню, кем я был десять тысяч лет назад. А так как я не помню, то и не верю, что это было».
Что ж, в том, что мы существовали в прошлом, нас могли бы убедить различные случаи, происходившие по всему миру. Один из них произошел с Шанти Деви. Это известная история, подлинность которой подтверждена несколькими исследователями.22
Шанти Деви была маленькой девочкой, которая в три года начала говорить о своем муже и детях из прошлой жизни. В итоге она сообщила своей новой семье имя своего мужа, место, где он жил, описала дом и сказала, что умерла, давая рождение второму ребенку.
Родственника ее мужа послали провести расследование, и, когда он вошел, Шанти узнала его, обвила его ручками и далее подробно рассказала о своей жизни; рассказанное в точности соответствовало тому, чему тот был свидетелем. В следующий раз к ней инкогнито пришли муж и сын, и она сразу же признала их обоих. В конце концов, Шанти повела группу людей, изучавших ее случай, к своему прежнему дому. Она использовала характерные для языка того города обороты, хотя никогда в нем раньше не бывала, и даже рассказана наблюдателям, где закопала некоторую сумму денег перед смертью!
Ее глубокие чувства при каждой встрече с любимыми – трогательная дань неослабевающей верности души тем, с кем она связана. Но боль, которую Шанти испытывала, живя одновременно двумя жизнями, было нелегко выносить. Поэтому Великий Закон в своем милосердии скрывает от большинства из нас прошлое, чтобы мы могли прожить каждый эпизод настоящего без болезненных ассоциаций с минувшими событиями.
Итак, эта история записана в анналах индийских психологов как подлинный случай перевоплощения. Она получила широкую огласку и признание в Индии, где практически все верят в реинкарнацию.
А знаете ли вы, что в 1930 году Спенсер Льюис отметил, что более трех четвертей мыслящих и анализирующих умов в мире признает реинкарнацию?23 Конечно, сейчас, когда население растет, к власти в ряде стран пришли коммунисты и они распространяют атеизм, нельзя сказать, какова эта цифра.
В третьем столетии Ориген Александрийский учил реинкарнации, опираясь на логику своей теории о существовании душ до рождения человека, что явилось одной из основных причин для предания анафеме его чистого и ясного учения.
Он учил, что мы ответственны за то, кем являемся, и что происходящие с нами хорошие вещи являются следствием того доброго, что мы совершили в прошлом, и наоборот. Вывод, к которому он пришел, таков: «…положение каждого сотворенного существа есть результат его собственных дел и побуждений».24
Ориген указывает на случай с Иаковом и Исавом, о которых Бог сказал даже прежде их рождения: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».25 Оригена заинтересовало сказанное, потому что, по его разумению, это означаю, что Бог либо своенравен, а не добр, праведен и справедлив, каким Его все знают, либо души этих двух братьев, уже боровшиеся во чреве, делали выборы и совершали поступки в каком-то предшествовавшем существовании.
Ориген обращал внимание на то, что и Павла интересован тот же вопрос. Он спрашивал, как мог Бог сказать, что «больший будет в порабощении у меньшего», о младенцах, которые «…еще не родились и не сделали ничего доброго или худого… Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак».26
Вопрос об Иакове и Исаве может быть приложен и к нам: как можем мы родиться в худших условиях, чем наш ближний? Ориген писал в труде «О Началах»: «Тот же самый вопрос, какой предлагается об Иакове и Исаве, мне кажется, можно поставить и относительно всех тварей небесных, земных и преисподних».
Изучив ситуацию с близнецами (первый – красный и косматый, второй – держащийся за его пяту), Ориген сделал вывод о реинкарнации:
«…при тщательном исследовании слов Писания относительно Иакова и Исава оказывается, что нет неправды у Бога, если прежде, чем они родились или совершили что-нибудь в этой жизни, было сказано, что «больший будет в порабощении у меньшего», оказывается, что нет неправды в том, что Иаков даже во чреве запинал своего брата: мы понимаем, что он достойно возлюблен был Богом, по заслугам предшествующей жизни, и потому заслужил быть предпочтенным брату».
Люди любили Оригена, и им нравилось его учение, но власти были в ярости. Они не могли тягаться с ним в споре, поэтому сожгли его книги.
Сохранившиеся фрагменты его учений содержат принципы, которые подводят нас к выводу о реинкарнации и неизбежном законе кармы. Он сказал, что, если вы верите в то, что Бог справедлив (а с этим противники Оригена не могли не согласиться), тогда «…каждое из существ небесных, земных и преисподних в себе самом имеет причины разнообразия, предшествующие телесному рождению».
И далее Ориген сказал нечто, что еще больше разозлило оппонентов. Он заявил, что различия в условиях жизни людей объясняется существованием души до рождения человека.
«Точно так же можно думать, что и прежде уже существовали разумные сосуды [души] – или очищенные, или менее очищенные, т. е. или очистившие себя, или не очистившие; и именно на основании этого каждый сосуд, по мере своей чистоты или нечистоты, получил в этом мире место, или страну, или условие рождения, или какую-нибудь деятельность. Бог же, силою Своей Премудрости, предвидит и распознает все это даже до самого малого и управлением Своего суда, посредством самого справедливого воздаяния, всем распоряжается, насколько должно каждому помочь или о каждом позаботиться, сообразно с заслугой.
В этом, конечно, обнаруживается полная мера справедливости, потому что неравенством вещей сохраняется справедливость воздаяния по заслугам».
Этот принцип закона воздаяния, то есть закона кармы, был для Оригена основным доказательством справедливости Бога, отличной от человеческой несправедливости. Согласившись с его посылкой, критики философа были обязаны признать и его вывод: только человек ответственен за себя и свою судьбу. Сделали они это или нет – это уже другой вопрос.
Но Христов избранник не сделал из всего этого вывод, что нам следует смотреть свысока на менее обеспеченных. Тот, кого Иисус помазал быть проповедником его божественного учения, проявлял большую осмотрительность в этом вопросе. Он сказал: «Заслуги же каждого отдельного существа поистине и вполне ясно знает один только Бог с единородным Словом, и Премудростью Своею, и со Святым Духом».27
Вы можете быть далеко впереди тех, кто [материально] богаче вас. В конце концов, богатство тоже является бременем. Итак, реинкарнация – это средство, с помощью которого мы можем вновь обрести единство с Богом. Возлагая на алтарь христианства подлинные учения Иисуса, Ориген подчеркивал, что именно это единство, утраченное нами так давно, мы найдем в будущем, если станем усердно искам, Его.
Реинкарнация – это не просто какое-то философское предположение или результат логического упражнения. Помимо случая с Шанти Деви известны и многие другие примеры.
В Англии супружеская чета Полоков имела двух дочерей, Джоанну и Жаклин, которые, идя в церковь, попали под машину.28 Через год после этого трагического события их мать родила девочек-двойняшек. Между ними и умершими сестрами было отмечено большое сходство – от одинаковой родинки до черт характера и темперамента. Хотя никто не говорил им о несчастном случае, одна из девочек вспомнила жакет, в котором ее мать была в тот роковой день. Она заметно волновалась, когда видела его снова, и говорила, что это – «жакет, который мама носила в школу».
Тайны детства! Если не будете как дети малые, не войдете в Царство.29 Мы слишком много внимания обращаем на возрастную негибкость (даже в двадцать один год!) и недостаточно на бесконечные зоны эволюции нашей души.
Тайны детства – ангелы и феи
Я помню, что, когда мне было четыре года, я мог видеть ангелов. Кто-нибудь из вас видел когда-либо ангела? Кто-нибудь отважится поднять руку и сказать, что видел ангела? Один. Два. Двое людей видели ангелов!
У нас есть книга, которая повествует об учительнице, преподававшей в христианской школе.30 Однажды она решила включать в обычные духовные занятия песни к Матери Марии и ангелам. Это превратилось для нее в удивительное переживание, когда ученики стали рассказывать об ангелах, приходящих в классную комнату.
О Боже, чего там только не происходило! Одному ребенку не давалась учеба. Он учился с трудом. Тогда одна из девочек подошла к ангелу, который появился перед ней в классе, и сказала: «Бобби трудно учиться». Ангел ответил: «Хорошо, мы поможем ему». После этого ангел обещал Бобби, что отныне тот сможет учиться лучше – и так и случилось!
Однажды Мать Мария посетила маленькую девочку в классе и сказала ей, что та утерла слезы с глаз Марии на Голгофе. В другой день письма с посланием «Я люблю тебя» плавно спустились в руки нескольким детям. Было множество таких чудес. Все они подробно записаны по просьбе доктора Хелен Макдоналд, которая лично знала учительницу Маргарет Бейкер. Это подлинная история.
Спустя несколько лет я встретил одного из мальчиков, который посещал эту школу. И должен признать, он был необычным ребенком. В нем было что-то не от мира сего. На самом деле! Миссис Бейкер говорила мне, что все они были очень особенными, чрезвычайно сообразительными и легко вступавшими в
контакт с нашими невидимыми помощниками.
Это пример того, как Божьи помощники, обходя священников и их проповеди, идут прямо к чистым сердцем, для которых по-прежнему в силе обетование «они Бога узрят».31
Мы должны спросить себя: почему в человеческих доктринах нет места для религии Бога? Мы должны бы задаваться вопросами: почему общение душ со святыми, ангелами и нашими бессмертными учителями не поощряется, не ищется и не преподается пасторами как средство, данное Богом для обретения небесного заступничества? Где истинные евангелисты Утешителя, Учителя? 32
Ну, я думаю, что те необычайные события, произошедшие на занятиях первоклассников, показывают существование различий между людьми.
Некоторые видят фей и ангелов, а некоторые – нет, и те, кто не видит, утверждают, что их не существует. И так начинались все споры об учении. В основе лежало восприятие каждым человеком самого себя и своего мира. Затем кто-то сказал, что нельзя допускать никакого личного толкования Писания.33 Но в таком случае, как человек сможет найти Бога, если Бог не откроет Себя сердцу Духом Своим!
Идя по улице города и будучи наблюдательным, вы увидите всевозможные человеческие эмоции на лицах людей. Учитывая все, через что людям приходится проходить, я верю, что они, в сущности, ищут Бога, даже если не особенно много думают об этом. И знаете что? Бог тоже ищет их… что ставит перед нами непростой вопрос: если Бог ищет людей, и люди ищут Бога, то почему же они не встречаются?
Все дело в этих проклятых религиях! Вот почему они не встречаются.
Отвергнутые посланники Христа
Махатма Ганди выразился очень лаконично. Он сказал, что причина, по которой он не стал христианином (а он хотел им стать, знаете ли, ему нравился дух гимна «Веди, добрый свет») была в том, что большинство христиан принимало лишь небольшую часть религиозного учения, что закрывало истинную его суть. Он не видел, чтобы христиане действительно становились христоподобными. Они говорили: «Я готов сделать столько-то, но не более того; я примкну к церкви, я буду ходить в церковь, я буду добрым христианином», но никогда по-настоящему не совершали внутренней революции, чтобы главное место в их жизни занимал Бог. Всегда преобладала человеческая воля.
Луи Фишер пишет в антологии о Ганди: «Друзья-христиане объясняли Ганди суть христианства. Они говорили, что, если он будет верить в Иисуса, то получит спасение.
Ганди ответил им: «Если таково христианство, признанное всеми христианами, то я не могу принять его. Я не ищу спасения от последствий моего греха. Я ищу спасения от самого греха… Пока я не достиг этой цели, я согласен не знать покоя».
Ганди нравились мелодичные христианские гимны и многие христиане, которых он встречал. Но он не мог относиться к христианству как к совершенной или величайшей религии.
«…Я не мог поверить, что отправлюсь на небо или достигну спасения, просто став христианином… Я мог принять Иисуса как мученика, как божественного учителя и воплощение жертвенности, но не как самого совершенного из рожденных на Земле… Добродетельные жизни христиан не дали мне ничего, чего не смогли предложить жизни людей других верований. Я видел и на примере других те же самые изменения, о которых слышал от христиан. С точки зрения философии, в христианских принципах не было ничего исключительного…
Как я не мог признать совершенной или величайшей религией христианство, так и индуизм не был для меня таковым. Недостатки индусов бросались мне в глаза. Если индуизм одобрил существование касты неприкасаемых и сделал ее своей частью, то это могла быть только прогнившая его часть или опухоль».34
Вот поэтому Иисус и сказал: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».35
Он не смягчал слова. Он выгнал торговцев из храма и опрокинул столы менял.36 Разве это не интересный факт? Так вот, если Христос не одобрял того, что происходило в его время, откуда у нас такая уверенность, что он одобрил бы происходящее сегодня?
Возможно, Ганди обнаружил что-то. Возможно, он был так же недоволен торговлей человеческими душами, ведущейся сегодня в так называемых религиозных организациях, как был бы недоволен Иисус. Возможно, этот «маленький человек», освободивший всю Индию силой Любви (и чьи земные сокровища после смерти включали набедренную повязку, платок, очки, часы, сандалии и прялку), говорил из глубин Вселенского Христа, который, несомненно, отчитал бы церкви сегодня, как сделал в посланиях семи церквям, записанных в Господнем «Откровении» Иоанну на Патмосе.37
Некоторые христианские секты нашего времени не очень любят Ганди. А жаль! Увы, мы часто с презрением (как к попрошайкам и негодяям) относимся к тем, кого Бог посылает нам в назидание. Ганди не был совершенен. Ну и что! Мы тоже несовершенны.
Мы любим его, потому что он боролся за Истину, воплощал ее как мог, вел
борьбу со змеиной политикой, как он ее называл,38 освободил великую страну, дав ей возможность следовать своему духовному и политическому предназначению, и возложил свою жизнь на алтарь Любви и ненасильственного противления злу. Последователи всех религий могут многому научиться у такой души, чья живая, практичная вера воплощала идеалы и уроки, преподанные в притчах Иисуса и проповедях Будды, а также наличном примере любого другого святого, который обрел связь со Светом своего Истока.
Однажды Эль Мория написал: «Если посланник – муравей, прими его». Посему оценивайте послание по содержащейся в нем Истине, которая всегда согласуется с Законом Любви. И не совершайте роковой ошибки, отвергая Истину только потому, что считаете посланника ниже вас рангом – нравственно, экономически или по образованию. Ведь посланный всегда испытывает ваше смирение пред Богом, как было и в случае с Нееманом, военачальником царя Сирийского, получившим свой урок смирения от Елисея и слуги пророка.39
Если посланник – муравей, примите его! Потому что ваш ответ на послание – вот что принимается во внимание во дворах небесных. И вы будете щедро вознаграждены за милости, которые оказали тому, кто пришел во имя Господне.
Обратите внимание: если бы послании к должен был сообщить вам только то, во что вы уже верите, что уже знаете и принимаете, то Господу не было бы смысла посылать его. Посланники приносят хорошие и дурные вести о важных событиях. Пророчество о том, что может, а что не может произойти – это пророчество о том, чего ждать, а чего нет; это предупреждение о событиях непредвиденных.
Иисус сказал нам, что некоторые из его лучших служителей отвергли сообщения, которые он направлял им с разными гонцами, а подчас – даже когда он сам напрямую обращался к их сердцам. Свои же и отвергали его, как написано: «Пришел к своим, и свои Его не приняли»,40 отвергали из-за предвзятого мнения и опасных доктрин, которые приписывались Спасителю, но не были таковыми. Вы видите, насколько затруднительно положение Господа и ангелов, которые спасли бы нас, если бы могли. Но последователи Христа сегодня так привыкли к своему невежеству, что, вместо считывания вибрации послания, отвергают его, предпочитая снова проявлять невежество.
Хотя это и может казаться пугающим, человек, который искренне желает узнать Утерянные Учения и Христианские Таинства, должен отложить в сторону излюбленные идеи, которыми он закрыл свои ум и чувства, и последовать примеру Иисуса, который «снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался… и начал умывать ноги ученикам». (Иоан. 13:4-5) Современный ученик, желая стать чистым и здравомыслящим, должен омыть собственные ноги (что символически отражает наставления Владыки эпохи Рыб), чтобы идти
по стопам Владыки и облачиться в его сандалии.
Да, Ганди был революционером во имя Вселенского Христа. Подобно многим другим – христианам и не христианам, – он занял позицию вне застывшей ортодоксальности Церкви, потому что не находил внутри нее места для внутреннего самоисправления. Так же и мы, считающие себя революционерами Духа, стучали в двери Церкви и по-прежнему стучим… и ждем.
Итак, мы должны пойти глубже – глубже, чем нам позволили бы сегодняшние священнослужители. Нам необходимо оставить позади мимолетные поверхностные идеи эмоциональной религии. Мы должны встать на прочное основание Христо-Я-ЕСМЬ-бытия Иисуса – его образа жизни, его учения, его религии, основываясь на его научном утверждении Бытия в Слове.
Мы должны понять: не наше дело говорить о мире с осуждением, ведь он уже сам проявил себя во всей красе. Дела мира говорят так громко, что мы больше не слышим его слов. Мы не слышим его слов! Написано огромное количество книг. Они наполняют библиотеки мира. Они говорят нам о значении любви. Но фактически это остается только теорией.
Что же нам делать? Ну, мы можем начать исцелять мир от его лицемерия, сначала исцелив себя от собственных проявлений лицемерия.
Я не верю в эзотерические организации. Я не верю во «внутренний круг». Тем не менее, он существует. И я принадлежу к нему, да. Но я не верю в него в том ложном смысле, в каком верят в него многие люди, – будто присоединение к так называемой духовной элите делает их лучше других. Мы все находимся в одном положении – смиренно пытаемся найти Бога.
Обретение себя в личности Бога
И если, друзья мои, мы не найдем Бога, то упустим величайшую возможность в жизни. Его нельзя найти интеллектуально. Вы понимаете это? Я имею в виду, что вы не можете просто сесть и строить теории о природе Бога. Мы не можем философствовать о Нем. Но это одна из тех вещей, на которых люди действительно «зацикливаются». Многие пытаются интеллектуально познать Бога. Они хотят определить, что Он такое!
Что ж, слово, которое больше других подходит для определения Бога – Дух. Как сказал Иисус: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».41
Мне нравится думать, что Бог является Духом – подобно огромному великому океану. И мне нравится думать обо всех нас как о капельках воды в безбрежном море Света.
Рассказывая о великих мистериях вселенной, индусский мудрец говорил: «Бог есть океан…». Это было его излюбленным сравнением. Затем он поднимал палец, с которого свисала маленькая сверкающая капелька воды, и продолжал: «…а эта капля является душой. Она – частичка океана Бога. Она уступает Ему только в количестве, но не в качестве».
Как-нибудь, будучи на берегу океана, окуните в него палец. Затем поднимите его к солнцу. Вы увидите сверкающую капельку воды. Знаете ли вы, что в той капле воды есть все элементы целого океана?
Так и вы обладаете всеми сияющими качествами Бога, Творца живой души, которая имеет реальный потенциал Духа – потенциал, который вы способны реализовать. Качественно вы можете стать Богом. Но количественно вы всегда будете всем внутри Всего. И это монадическое «я» создано по реальному Христо-образу, во имя которого оно и было заклано от создания мира.
И это значит, что внутри вас есть ослепительно прекрасная искра Сына Божьего, Христо-сознания, Реальности. Она прямо здесь, внутри вас. И это – вы! Вы – капля в безграничном океане Бога. Разве не стоит поразмышлять над этим?
И пусть наши мысли вливаются в ту древнюю буддийскую мантру Ом Мани Падме Хум – «О драгоценность в сердце лотоса!» И мы осознаем, что в глазах Бога каждый из нас является драгоценностью света.
Люди склонны думать о себе, как о патине.* Вот яркий, золотой образ Сына Божьего – крошечного младенца, рожденного в яслях божественной идентичности. С годами реальный образ тускнеет и с трудом распознается. И мы отождествляем себя с патиной, которая покрывает образ. И даже если она, возможно, кажется с годами более красивой (подобно зеленой окиси, образующейся на меди), она все же не является чем-то реальным. Мы отождествляемся с тем, частью чего не являемся!
Мы – не часть того, что кажется, но являемся целиком и полностью частью того, что есть. И нам предстоит научиться любить Реальность даже больше, чем мы любим все, что воспринимаем как красоту. И это на самом деле – вопрос освоения азов духовного различения, потому что наши обусловленные чувственные предпочтения по-прежнему на стороне патины.
Итак, мы начинаем осознавать, что к ошибке нас ведет неверное фокусирование взгляда сознания на себе и своей личности (или на том, чем, по нашему мнению, она является). Когда мы смотрим на патину, а не на золотой образ – живой образ внутри, мы терпим поражение, потому что со временем в постепенном, тонком процессе ассоциации можем настолько отождествиться с
ореолом, настолько запутаться в ауре патины, что на все воплощение утратим связь с нашей Реальностью.
Психологи говорят об ид. Они имеют в виду недифференцированный моментум желаний, которые способны подтолкнуть к действиям, не управляемым сознанием и не сдерживаемым реальным восприятием правильного и неправильного. Бессмысленные поступки, спровоцированные ид (подсознанием), возможно, имеют отношение к грубому направлению жизненной силы в садистские или мазохистские отклонения, опасные для жизни. В этом смысле, мы можем считать ид идиотом, так как оно является примитивным, бестолковым «я», не обладающим Разумом Христа.
Ладно, мы не собираемся больше говорить об идиоте. Мы поговорим об эго.
Понимаете ли, людям непросто осознать, что все мы имеем одну Бого-идентичность. Вы услышали, что я сказал? У всех нас одна Бого-идентичность! Это встревожило вас? Если да, то вам нужно снова познакомиться с Законом Единого, который все вы знали, когда служили Свету на Атлантиде42 пятьдесят тысяч лет назад.
Вы – дети Единого, и тот Единый есть Бог. В Своем единстве он создал всех нас как часть Себя. Говоря простым языком, все мы – клетки во Вселенском Теле Бога, и в Нем мы живем, и движемся, и существуем.43 В Нем мы обретаем Бого-идентичность. Вне Его мы не имеем ничего.
И эта Бого-идентичность – одна и та же и для вас, и для меня. Но все мы являемся очень разными выражениями того Единого, и через наши индивидуальные проявления мы характеризуем Его Единство. Когда же Закон Единого интерпретируется как исключительность, тогда вместо включающего все Света мы оказываемся в сознании, разделяющем людей на «своих» и «посторонних». Совсем как в Бостоне, где есть старые аристократические семьи Лоуэлсов и Кэботов, которые говорят о себе, что Лоуэлсы разговаривают только с Кэботами, а Кэботы – только с Богом!44
Наверно Уилл Роджерс так бы и сказал, потому что он попадал в самую точку. Он знал! Все мы были рождены одинаково, все приходили в это тело из плоти одним и тем же образом, не так л и? Но, как сказал Уилл: «Никто не хочет, чтобы его называли простым человеком, особенно простые люди».
Зачем отождествляться с плотью? Плоть – лишь глиняный сосуд, содержащий огни бессмертной души в течение какого-то времени. А бессмертная душа – это то, что дает нам возможность понимания, а также восприятия Бога и вселенной.
Перемещение назад и вперед во времени и пространстве
Давние воспоминания оживают в нас. Мы возвращаемся к основанию мира. Да, жизнь была бы совершенно бессмысленна, если бы мы были заключены в отрезок времени и часть пространства – и это всё.
Чтобы жить действительно полной жизнью, чтобы обладать потоком сознания, стать энергичным человеком, стать реальным человеком, вам необходимо открыть те застывшие шлюзовые ворота, которые находятся в вашем мозге и существе, и позволить воде Жизни течь!
Наблюдая за движением потока, вы начинаете осознавать, что можете двигаться во времени назад. Обратный поток позволит вам отождествиться с событиями, которые происходили в вашей душе задолго до рождения физического тела.
А если вы не способны сделать это, то ваше сознание даже хуже, чем лошадь с шорами. Она может смотреть только перед собой; если вы немного потянете поводья в сторону, то она повернет голову, и только тогда увидит, где была.
Но мы, люди, обладаем периферическим зрением, если только разовьем его. Как у известного учителя, у нас есть глаза на затылке, надо лишь захотеть использовать их. Мы можем смотреть вперед, мы можем смотреть назад, мы можем смотреть направо, мы можем смотреть налево, вверх и вниз. Мы можем видеть, если хотим видеть. И мы можем закрыть глаза, если пожелаем.
Видеть или не видеть – это действие свободной воли. И «никто так не слеп, как те, кто не хочет видеть». Я говорю об активизации человеком его духовных чувств. Многие люди не обладают ими, потому что не хотят их – не хотят, потому что с открытием внутреннего зрения приходит большая ответственность. Некоторые люди имели внутреннее зрение в прошлых жизнях, но позволили ему атрофироваться. Они близоруки. Они не упражняли свою дальнозоркость и другие способности души, которые помогают наводить мосты между планами и исследовать другие измерения.
Кто из вас может закрыть глаза и немедленно очутиться в центре Лондона, на площади Пиккадилли? Кто из вас может оказаться там и слышать шум уличного движения, видеть вихрь огней и знать – день сейчас или ночь? Сколькие из вас способны видеть, что там происходит прямо сейчас, как если бы вы смотрели на экран телевизора? Не очень многие, я убежден. Тем не менее, это возможно.
Это одна из способностей человека, которой обладал Иисус и которой обладают все аватары, все Владыки и многие люди на Земле (к сожалению, вынужден сказать: среди последних есть и люди не очень хорошие). Дело в том, что обладание психическими силами вовсе не обязательно означает, что вы
хороший человек; это лишь говорит о пробуждении определенных духовных центров.
Однако само обладание этими качествами, когда они надлежащим образом используются, может стать благословением для вас и окружающих. Вы можете видеть без помощи глаз. Вы можете слышать без помощи ушей. Вы можете говорить, не используя язык. Вы можете находиться в двух местах одновременно. Некоторые живущие сегодня в нашем мире люди – святые и невознесенные владыки Дальнего Востока – способны делать это. Иногда это действительно потрясающе.
Люди могут исцелять на расстоянии. Иисус обладал такой силой и делал это. Вы помните случай, когда к нему пришел римский центурион и сказал: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Иисус незамедлительно ответил: «Я приду и исцелю его». Но центурион возразил: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
Что же на это ответил Владыка? Он сказал: «…истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры… иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».45
Это был римский центурион, не иудей, но все же человек, смиренно сознающий, что его душа нуждалась в правильных взаимоотношениях с Христом. Это было не ложное смирение, а верное понимание того, кем являлся он и кем Христос. Единственное, что потребовалось Иисусу для исцеления, была вера того человека. Это показывает, что Бог является Богом всех народов, Богом и иудеев, и язычников, Богом всей Земли.46
Нет ничего из того, что сотворил Иисус, чего нельзя повторить сегодня. Он сказал: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду».47
Если христиане верят этому обещанию, то должны искать путь и учение, которое покажет им, как прожить жизнь, став учеником и подражая Христу. И это в точности то, что предлагают Вознесенные Владыки Великого Белого Братства. Они берут последователя Христа за руку и ведут его от веры к науке Бытия.
Из ограниченной временной полосы мы перемещаемся в сферу бесконечного, где видим, как сила Бога может «вытянуть» из записей о наших самых ранних начинаниях и осадить в нашем сознании необходимый урожай понимания и даров божественного интеллекта для использования сегодня. Обещание Иисуса не ограничено по времени. «Дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит». Оно безгранично.
Таинства Бога, раскрытые пророкам
В таком случае, кто осудит нас за то, что мы стараемся быть христоподобными, за то, что идем по стопам святых, последовавших за ним, за то, что общаемся с Телом Бога на Небе и на Земле, за то, что стремимся открыть и использовать тайну Божию, которую «Он благовествовал рабам Своим пророкам?»48
Ибо, разве не являемся мы тоже пророками – все мы, кто наделен Духом Святым? Разве мы тоже не наследники того обещания, не творения Любви, которым предназначено вернуться к Его престолу благодати?
Разве Отец скроет от любого из нас таинства Еноха или сокровенную «премудрость», которую, по словам Павла, «…предназначил Бог прежде веков к славе нашей»? Нет, не скроет! «Ибо Дух все проницает, и глубины Божии».49 Учения, которые Иисус держал в тайне от масс, Учения, которые никогда не были записаны, – именно их жаждут наши души. Ибо и эти Учения являются частью давних воспоминаний души.
Мы знаем, что Иисус разговаривал с народом притчами, а ученикам давал более полное учение. В четвертой главе Евангелия от Марка, после притчи о горчичном зерне написано: «И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».50
Иисус сказал им, почему говорил с народом притчами: «…что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прошены будут им грехи».51 Ученики спрашивали его наедине, что он имел в виду, например, сравнивая плевелы и пшеницу, и он объяснял им сокрытые в притчах тайны.
Но он не говорил всего. Или все, что он говорил, не было записано. Или, быть может, его слова были первоначально записаны, а позднее вычеркнуты? Ведь по всей Библии встречаются упоминания о скрытности Иисуса.
Библиовед Мортон Смит писал: «На самом деле, сообщения о тайных практиках Иисуса… встречаются в Евангелиях повсюду. Нам часто говорят, что перед тем, как совершить исцеление, он незаметно отводил больного в сторону, или же, войдя в помещение, где находился больной, никого туда не впускал, за исключением ближайших учеников. Сотворив чудеса, он неоднократно наказывал заинтересованным лицам хранить произошедшее втайне. Он также хранил втайне свои перемещения, так что даже люди, которые следовали за ним, не знали, куда он уходил или откуда приходил, когда появлялся снова. Он уходил один или с ближайшими учениками, и никто не знал, что происходило. Говорили, что его ученики иногда видели его в другой форме, разговаривающим со сверхъестественными существами, но это он тоже велел им хранить в тайне.
Важные люди навещали его под покровом ночи; некоторые из них, говорят, были его секретными учениками».52
Становится все более и более очевидным, что Библия содержит не все Учения Иисуса, тайные или нет. Еще одним доказательством этому служит последний стих книги Иоанна: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь».
Мы хотим знать, и Иисус хочет, чтобы мы знали, какова в точности та Истина, которая необходима нам, чтобы попасть отсюда – туда, с места, где мы есть, – туда, где пребывает в сознании Иисус. Так давайте продолжим путь в Эммаус до самой Горницы. (До самого плана сверхсознательного ума, к памяти Бога.) Ибо то, о чем мы здесь говорим, подготавливает сердце к «глубинам Божиим», которые будут открыты.
Мы можем смотреть сквозь врата в будущее, видеть грядущие годы, ибо пребывающая внутри нас душа есть пылающий и живой огонь. Это живое пламя, которое никогда не загасить водами наших человеческих эмоций.
Однако, несмотря на всю устремленность к Богу, мы также существа эмоциональные. Как таковые, мы страдаем от одной очень серьезной проблемы – проблемы отождествления с неким клише. Да, дело именно в этом, запомните хорошенько. Есть образец, который мы создаем с рождения. Мы создаем его, и он связан с мне, мое и я. Отсюда наш образ мыслей. Это мое! Я! Мне! Вот так мы и думаем.
Каково же это создание, которое мы называем я, мне и мое? На самом деле, это – Я ЕСМЬ Присутствие, доброе Присутствие Бога, которое всегда с вами, однако люди об этом не знают. Они произносят я, мне, мое, имея в виду себя. Такое отождествление с нашими человеческими образцами, которые, как мы считаем, «являются моими», порождает проблему человеческой гордыни.
Вы знакомы с человеческой гордыней? Люди любят говорить о себе. Они любят думать о себе и своих взаимоотношениях с другими. Практически каждый человек имеет мотив, затрагивающий эго. «Как я могу сделать эго совершеннее? – спрашивают они. – Покажите мне». Они вступают в брак из-за эго. Они хотят иметь жену, которая оценит их по достоинству. Мотивы всех действий крутятся вокруг эго, и практически ничего – вокруг Бога.
Когда-то мы были творениями Элохим, созданными на Скале истинной Бого-идентичности во Вселенском Христе. А теперь мы стали творениями эмоций и человеческой гордыни. Это и есть тот самый элемент внутри нас, который не дает раскрыть Утерянные Учения.
Мы говорили о внешнем враге, похитившем Хлеб Жизни, который являл собой Господь и который он оставил для нас в традиции живого Слова.
Но сейчас мы должны поговорить о враге внутреннем – эмоциях и гордыне, которые владеют нами и которые мы сами допускаем. Ибо они тоже удерживают нас от глубин Бога и Его Христа, которые нам следует искать в тишине и уединении с Господом. Мы должны выделить время для регулярных занятий и молитв, если собираемся сделаться наследниками обетований, начиная с Утерянных Учений.
Итак, иногда мы сами лишаем себя Святого Грааля, и нам некого больше винить в наших жизненных неудачах и безуспешных поисках.
Так давайте же искать тайны, ведущие нас к общению с Христом и к его власти в нашей жизни. И давайте отбросим все эти проявления эго и моментумы подсознания, на которые уходит вся наша энергия и которые стояли на пути нашего духовного развития долгие столетия.
Радостно и от всего сердца исполняя работу для Отца, предлагая Утерянные Учения Христа «без серебра и без платы»,53 мы вернемся к Бого-положению небесного Существа, станем просто возрожденными во Христе творениями, возвращающимися к Элохим.
Царь Салима, священник Бога Всевышнего
Почему Христос, Будда и остальные аватары все в жизни подчиняли Богу? Это восходит прямо к Мелхиседеку, царю Салима (Иерусалима),54 священнику Бога Всевышнего.
Мелхиседек встретил Аврама в долине Шаве, когда тот возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним. (Аврам пришел на помощь своему племяннику Лоту, который вместе с семьей был взят в плен нечестивыми царями.) И священник Бога Всевышнего вынес хлеб и вино (самое раннее упоминание о церемонии причастия) и благословил Аврама, и восславил Бога за то, что Тот предал врагов Аврама в руки его. И Аврам выразил почтение Мелхиседеку и дал ему десятую часть всей своей добычи.55
В Библии говорится, что Мелхиседек был «…без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию пребывает священником навсегда».56 Об Иисусе же Христе сказано: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека».57
Когда мы говорим о Мелхиседеке и Иисусе Христе, то говорим о Владыках, которые были назначены на свои божественные должности властью Всемогущего Бога и достигли самоовладения через усвоение Слова Бога. Они сотворцы с Богом, и мы тоже учимся творить подобно Ему. Они прошли до нас и воссоздали себя по божественному Образу, что должны сделать и мы.
Это – самое удивительное учение от автора Послания к Евреям, потому что только Иисус мог бы сообщить ему, что был еще один, кто, как и он, «уподобился Сыну Божьему». Это одна из непостижимых тайн Библии, или, по крайне мере, она должна казаться таковой тем, кто проповедует доктрину «единственного Сына Бога».
Таинство Сына Божьего – главного краеугольного камня божественности каждого человека – является самой сутью учения Иисуса как до, так и после его воскресения.
Третий стих седьмой главы Послания к Евреям – это трещина в каменной стене несокрушимой доктрины. И через эту трещину сквозь завесу проходят все Вознесенные Владыки Великого Белого Братства, чтобы освободить человечество от стены секретности, выстроенной ложным богословием!
Вознесенные Владыки и их путь являются свидетельством и примером того, чему Христос в сыне человеческом учил возлюбленного Павла и всех святых Востока и Запада как до, так и после пришествия Иисуса.
Он объяснял Павлу, что, следуя его – Иисуса Христа – примеру, каждый из нас может стать сонаследником Христу,58 облачаясь в индивидуальное Христобытие – «доколе не изобразится в вас Христос!»59 Он учил своего невознесенного ученика уповать на Христа, который жил в самом Павле -«…Христос в вас, упование славы».60 Эти утверждения сформулировали для Павла учение Владыки о Я Христа – поддающемся осознанию Реальном Я каждого из нас!
Когда же происходит осознавание истинного Истока человека во Вселенском Слове, когда необходимые шаги победоносно пройдены, тогда душа, «насыщаясь», ибо пробудилась к восприятию образа Сына Божьего,61 истинно возрождается, «уподобляясь Сыну Божию», по образу которого она была сотворена в начале.
Мелхиседек и Иисус Христос – оба священники Всевышнего Бога – прошли полный круг и вернулись к Истоку. Оба они ходили по Земле с полным Бого-осознанием, что находились в присутствии Сына Божьего — Христа в них и себя во Христе. Они носили его мантию, владели его мечом, причащали хлебом и вином в память о его Вселенском Теле Света. Каждый знал, что был его представителем и посланником. Они являлись носителями бремени Господнего Света, и каждый, видевший их, тоже знал это.
Эти два «царя и священника Богу»,62 не подотчетные никакому человеку, показали пример пути посвящений, как тому учит Великое Белое Братство.
Владыка сказал Никодиму, что тот должен «родиться свыше», чтобы войти в Царствие Божие;63 так и эти два посланника из Небесного Царства ходили по Земле, словно странники в чужом краю, демонстрируя перед нами Закон, который вы и я тоже должны подтвердить.
Мы говорим о силе Владык, явленной ими, когда они были на Земле. И мы говорим о силе, которая явлена ими после того, как они вознеслись (т. е. совершили вознесение как Иисус, Енох и Илия) и стали известны как Вознесенные Владыки. Мы говорим о силе, которая действует на других планетах так же, как на нашей собственной. Мы говорим о силе, воздействующей на весь космос!
Мы говорим о «трех мужах»,64 которые пришли и беседовали с Авраамом, и сказали ему, что его жена Сара родит сына. Эти «мужи» были эмиссарами из других миров. И затем мы говорим о Господе, который разговаривал с Авраамом лицом к лицу и сказал ему, что уничтожит Содом и Гоморру за их тяжелый грех и нечестие.65
Проблема нашего века в том, что мы оказались ослеплены учеными-материалистами. Мы делаем их нашими богами, но не способны принять в расчет духовных ученых, которые были владыками времени и пространства в течение десятков тысяч лет, подобно Мелхиседеку. Послание к Евреям говорит о нем: «Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих».66
В самом деле, просто подумайте о том, кто мог быть не имеющим ни отца, ни матери, ни родословия, ни начала дней, ни конца жизни, подобен Сыну Божьему, пребывая священником навсегда?67 Прежде всего, чтобы быть кем-то навсегда, нужно стать бессмертным. Так что же это был за человек? Во всем Писании не найдете подобного ему. Что ж, сам он «родился свыше», от Духа; на момент встречи с Авраамом его достижения соответствовали достижениям Вознесенного Владыки. И по линии его священства был посвящен в духовный сан Иисус.
Только тот, кто прошел посвящение вознесения, мог иметь власть крестить Иисуса (мы вскоре увидим, что так и было в случае с Иоанном Крестителем),68 и только самый высокий посвященный мог быть родоначальником его вечного священства. Теперь подумайте, как велик был тот человек. Видите ли, никакой человек не может быть велик, если только Бог не живет в нем, ибо все его величие – это величие Бога.
Фиолетовое пламя и ключи к Царству
Фиолетовое пламя – это святой огонь священства Мелхиседека. Мелхиседек и Иисус, Енох, Илия и Елисей, как и посвященные Великого Белого Братства всех эпох, использовали алхимию этого пламени для чудес и исцелений, для пророчеств и суда, служивших знаками их прихода.
Насыщение аур фиолетовым пламенем было (и остается) средством, при помощи которого аватары поддерживали равновесие мировой кармы.
Усиливая фиолетовое пламя в чакре души, они занимались трансмутацией Тьмы Светом и были столпами огня среди планетарного бремени Зла.
Изреченное Слово, которому учит Сен-Жермен, является более интенсивным вариантом древней науки мантр. Этот святой брат, покровитель Соединенных Штатов Америки и великий образец мировой и индивидуальной свободы, обучает людей Земли применению священного огня в эпоху Водолея, а именно аспекта Седьмого луча этого огня.
В прошлом научное использование фиолетового пламени открывалось только тем, кто приходил в обители Братства, пройдя суровые испытания. Сегодня же Вознесенные Владыки, как истинные пастыри, выступили во имя Иисуса с целью найти заблудшие души Света, чтобы посвятить их в йогу Седьмого луча и обучить динамическим велениям фиолетового пламени.
Так вот, с математической точки зрения фиолетовое пламя подобно нулю. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, ноль. Так оно идет к следующей серии циклов – до двадцати, и тридцати, и сорока… ad infinitum* Вы всегда найдете ноль.
В данном случае ноль очень важен, потому что мы говорим обо всей совокупности цветов радуги. Когда вы, идя по радужным лучам, подходите к седьмому и продолжаете двигаться за пределы физического спектра к девятому, то попадаете в прекрасные фиолетовые и лиловые оттенки.
Фиолетовое пламя является используемой алхимиком силой трижды-трех, без которой не обходится ни один алхимический эксперимент адептов. И этому вам предстоит учиться у самого Владыки Сен-Жермена.69 Какова же цель такой духовной алхимии? Она в том, чтобы «обнулить» компьютер, привести его к нулю, чтобы непроизводительные программы человеческого сознания оказались захвачены и связаны ангелами фиолетового пламени для последующего «стирания».
Как заявляет святой Павел: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы (речь идет о любом творении, которое не соответствует образцу Христа), – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть». Если дело недостойно, то, по словам Павла, оно сгорит. Человек потерпит урон, «впрочем сам спасется, но так, как бы из огня».70
И огнем этим является фиолетовое пламя Святого Духа. Это – особое противоядие от наших несовершенных человеческих творений. И его называют «огнем поядаюшим»71 или «фиолетовым трансмутирующим пламенем», потому
что оно стирает причину, следствие, запись и память греха – наши неправедные слова и дела.
Итак, с божественной точки зрения, фиолетовое трансмутируюшее пламя – это чудесное средство, так как оно сжигает наше меньшее творение и «разрушает» его (то есть «трансмутирует», согласно нашему пониманию, ибо энергия не создается, не уничтожается, а только меняет свою форму), тем самым предоставляя нам возможность для сотворения более великих дел. Оно нацеливается на ваше лжетворение и сводит его на нет, так что вы можете снова начать копить истинный Свет.
Святой Павел сказал: «Я каждый день умираю».72 Понимаете ли вы важность ежедневного умирания? В данном случае речь идет об умирании эго. Но Бога это умирание не касается; для Него это означает жизнь. Весь образец этого процесса был явлен Иоанном Крестителем, когда тот сказал об Иисусе Христе: «Ему должно расти, а мне умаляться».73 Человеческим качествам должно пойти вниз (в фиолетовое пламя), а божественным – подняться вверх (в Каузальное Тело). Царство Христа на Земле должно укрепляться, а эре эгоистичного «я» надлежит подходить к концу. Только так мы можем когда-либо прийти к Богу. (Позднее мы еще вернемся к этому утверждению Иоанна.)
«А что, собственно, произойдет, когда я приду к Богу?» – спросит кто-то. Это будет просто чудесно! Придя к Богу, вы обнаружите, что Он более чем счастлив передать вам ключи от Царства. Многие думают, что это – метафора. Но это не так. Подлинные ключи от Царства Божьего очень, очень важны, и они реальны!
В сороковых годах [XX века] Грегори Пек сыграл главную роль в фильме «Ключи от Царства». Некоторые из вас, возможно, видели его. Действие картины разворачивается в Китае; сюжет построен на контрасте между высокомерным и «успешным» священнослужителем, на самом деле ищущим ключи от царства земного, и бедным священником, который долго и упорно работал миссионером, чтобы получить ключи от Царства Небесного.
Некоторые тайны этой вселенной даны в книге «Откровение…». И алхимические ключи заключены в описании: «…белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает».74
Далее, повествуя о таинстве Нового Иерусалима, Иоанн говорит об алхимических камнях, украшающих основание стены города. Он говорит о ясписе, сапфире, халкидоне, смарагде (изумруде), сардониксе, топазе и других драгоценных камнях; двенадцатый же [камень] является аметистом,75 знаком седьмого Ангела76 – Сен-Жермена – и исполнения седьмого цикла (т. е. Водолея) планетарного посвящения. Имеют значение кристаллическая структура и химический состав этих материалов.
Это таинства, которые обычный человек не понимает. Они сформулированы в соответствии с математическим законом и в действительности являются ключами от Царства. И человек, который владеет ими, получает тот «белый камень», на котором написано «новое имя».
Не думайте, что у Бога нет множества тайн во вселенной. Однако Он особенно радуется, наблюдая, как люди раскрывают их. Это как отец, предлагающий сыну небольшую головоломку. Он говорит: «Сын, теперь разгадай ее ты. И тогда станешь таким же мудрым, как я».
Это возвращает нас прямо к тому, что сказал Еве дьявол и что было явной подделкой под отношения Отца и Сына, Учителя и ученика. Так вот он сказал: «…вы будете, как боги, знающие добро и зло».77 Но он описал это, как принятие пилюли – той маленькой пилюли мгновенного действия, что ведет к становлению «знающими добро и зло».
Мы живем во время быстрорастворимого кофе, скорой любви, всего безотлагательного. И мы хотим мгновенно действующей религии и мгновенного спасения. Вы не получите их! Не получите никогда! Это невозможно! Ваш небесный Отец наделит вас Своей мудростью, если вы заработаете ее, но змей продаст вам знание о вещах мира сего – по дешевке.
Так вот, я собираюсь сказать каждому из вас, что путь к духовному посвящению – это самый трудный путь из всех путей, которые вы когда-либо можете найти. Он трудный, и неподатливый, и мучительный. В ваших устах он будет сладкой книжкой – сладкой, как мед. Но во чреве вашем он будет горьким, как желчь.78
И если вы не ищете его сейчас, то в один прекрасный день вам придется начать делать это, хотите вы того или нет. Потому что, если вы принимаете решение не искать путь, то вас просто будет крутить и кидать по миру и переворачивать вверх тормашками одну жизнь за другой, и вы никогда не достигнете чего-то большего, нежели, скажем, сытное трехразовое питание (если повезет) и семьдесят лет жизни (если повезет). Это – норма. Вы получите свою норму, быть может.
Я сказал, что вы будете кувыркаться, крутиться и вертеться. И делать это с собой будете вы сами, никто другой. То будет ваша карма. И некоторые из вас вернутся точно в то же место, где вы находитесь сейчас. И вам придется решить, действительно ли вы хотите искать Бога. Потому что, когда вы искренне ищете Бога и вкладываете в это всю свою душу, вы найдете Его. И найдете Его именно вы. И когда вы сделаете это, будете несказанно счастливы внутри.
Но пока вы живете в этом мире, вы будете видеть, что вам не удается заставить всех вокруг делать то, что вы хотите. У них есть собственная воля. Вам придется жить с людьми и стараться быть, подобно Иисусу, Учителем Праведности. Вам придется стать смиренными и осознать свою реальность в Боге.
Вам понятна моя мысль? Она действительно очень проста. Но, поверьте мне, есть тайны, и есть ключи, и есть посвящения, и есть тесты. И никто не добьется успеха на этом пути, если не обладает мужеством стоять до конца с Богом и идти вперед в Свете, не обращая внимания на попытки дьявола увести его с духовного пути.
Заявите права на свое наследство!
Я могу обещать вам одно на пути ученичества – и это гарантировано: что вы посеете, то и пожнете.79 Так гласит Закон. И когда у вас достаточно благой кармы и, согласно закону циклов вам возвращается все то благо, которое вы посылаете, – пожалуй, все ваше тело будет наполнено светом.
Так сказал Иисус. Он говорил о двуоком зрении, когда люди видят двумя глазами. И далее он говорил о духовном оке: «…если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло». Но «…если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма ?»80
Другими словами, если мы позволяем сознанию представлять, что имеем свет, и считать, что мы очень хорошие, в то время как это не соответствует действительности, тогда ничто в нас не будет замечать тьму и препятствовать ее притяжению в наш мир.
И когда вы таким образом впускаете тьму – а она обязательно войдет, если вы не будете начеку, – она не принесет ничего хорошего. И ничего хорошего не сделает. А вот свет сделает. Поэтому притягивайте свет. Будьте дитя Света.
Я хочу, чтобы вы заявили права на свое наследство. И не важно, откуда вы пришли и куда идете. Требуйте от Бога то, что принадлежит вам по праву. Это важно. Вы – дитя Света. Это значит, что вы являетесь семенем Христовым.81 Говорите (и пойте) это друг другу. Поддерживайте видение совершенства друг в друге:
Вы – дитя Света,
Вы сотворены по Образу Божественному,
Вы – дитя Бесконечности,
Вы обитаете в покровах времени,
Вы – сын Всевышнего!82
И когда вы доходите до той части [песни], которая утверждает: «Вы – сын Всевышнего», узрите сияющее солнце Я ЕСМЬ Присутствия, заливающее вас Своим Светом. «Вы –дитя Света. Вы созданы по Образу Божественному» – то есть по образу Христа. Вы были созданы по его Образу.
Церкви полностью исказили эту истину. Они считают Иисуса Христа единородным Сыном Бога, не понимая, что речь идет в матрице, по которой были
сотворены все мы. Христос – это Вселенская Реальность, из которой мы все произошли. Это наша Исходная Точка.
Мы сонаследуем с Христом этот Свет, мы – сонаследники. Иисус стал воплощением Христобытия, значит, и мы можем стремиться достичь того же. Мы иногда забываем об этом.
«Вы – дитя Бесконечности. Вы обитаете в покровах времени. Вы – сын (солнце)…» – просто увидьте, как это сияющее солнце расширяется по мере того, как вы осознаете, что вы – сын Всевышнего.
Как Павел писал из Рима ранним последователям Христа в Эфесе:
«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
И живите в любви, как и Христос возлюбил нас…
Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
Итак, не будьте сообщниками их.
Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света…
Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа».83
* Патина (итал. patina). Пленка или налёт различных оттенков (от зеленого до коричневого), образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы, латуни в результате коррозии металла. Различают естественную и искусственную патину. Прим. пер.
* До бесконечности – лат. Прим. пер.