Яма и нияма. Первые ступени йоги.

яма нияма

Современность всё больше располагает к тому, что люди начинают интересоваться тайной своего происхождения, целью существования и поиском непреходящего счастья. Заинтересованность в поиске смысла жизни вновь набирает обороты и, подобно волне, захватывает всё большие массы. Люди начинают понимать, что жизнь когда-нибудь закончится, и перестают бездумно прожигать отведённые им дни. Так, они приходят к определённым практикам духовного самосовершенствования, и одна из мощнейших практик – йога.

Для человека, который не был близко знаком с этим инструментом духовного развития, йога может показаться каким-то обычным набором физических упражнений, которые помогают поддерживать тело. Но так ли это? Конечно, один из многочисленных её аспектов – развитие физического тела, но на самом деле – это лишь вершина айсберга. Так что же скрывается в глубинах йоги и в чём её истинный смысл? Чтобы лучше понять эту практику самосовершенствования, необходимо обратиться к первоисточникам – то есть древним трактатам по йоге, например, «Йога-Сутра» Патанджали. Тот, кто будет усердно изучать такие писания и регулярно совершать садхану (духовную практику), несомненно сможет понять глубочайшие аспекты этой науки и постичь свою духовную природу.

Итак, аштанга-йога (восьмиступенчатый путь), подразумевает под собой постепенное овладение определёнными уровнями хатха-йоги, по порядку:

  • яма;
  • нияма;
  • асана;
  • пранаяма;
  • пратьяхара;
  • дхарана;
  • дхьяна;
  • самадхи.

Из этого следует, что распространённая повсеместно асана (поза), является только третьей ступенью в аштанге йоге. Одна в этой статье речь пойдёт именно о первых двух ступенях.

Во многих восточных традициях Яма является богом мёртвых. Когда существо умирает, Яма встречает его и провожает в положенное тому по карме место. Так что правильнее сказать будет, что не бог мёртвых, а бог справедливости. Относительно йоги, то здесь «яма» означает контроль над действиями и отказ от совершения неположенных. Это касается и действий, направленных вовне, так и действий, направленных вовнутрь.

Принципы ямы и ниямы не зря стоят в самом начале восьмиступенчатой йоги, — они являются основополагающими. Как дом не может долго простоять без фундамента, так и человек, которые занимается йогой не сможет далеко продвинуться без освоения этих принципов. На самом деле, они очень универсальны и будут полезны людям любой другой духовной школы, во многом они повторяют заповеди Христа. Даже человеку, который не обладает духовными намерениями они могут помочь стать человеком с большой буквы в материальном мире.

Предписания первых двух ступеней подготавливают садхаку (выполняющего практику) к более сложным и тонким моментам йоги. Без освоения этих уровней, невозможна дальнейшая корректная практика. Однако в некоторых школах йоги, первоначальные ступени меняют местами, ставя на первое место асану, так, как считается, что сейчас человеку освоить этические нормы сложнее, чем было в то время, когда составлялись трактаты по йоге; но яма и нияма не отбрасываются, а лишь переносятся, так как их освоение обязательно. Если человек хочет заниматься йогой, проигнорировав первые две ступени, это может привести к катастрофическим последствиям. Это связано с тем, что во время практики раскрывается внутренний мир человека и изливается вокруг, и, если он не был очищен, то окружение садхаки будет подвергаться негативному воздействию. Сам практикующий обрекает себя на демонический путь, если не научится контролировать самого себя. Мне встречался один так называемый йог, который решил заниматься практикой «по-своему», проигнорировав эти ступени; он не отказывал себе ни в каких удовольствиях и был очень агрессивно настроен к тем, кто был с ним не согласен, и никак не создавал впечатление возвышенного и мудрого человека. Так, или иначе, если практикующий намерен действительно освоить эту науку, то ему придётся посвятить время и силы на освоение принципов ямы и ниямы.

Принципы ямы.

  1. Ахимса. Простыми словами — этот принцип иллюстрирует полный отказ от причинения вреда и насилия, как ко внешнему, так и ко внутреннему миру. Он стоит самым первым в списке и это неспроста. Ведь, если уходить вглубь, то можно понять, что насилие – одна из фундаментальных проблем человечества. Оно проявляется в различных формах – мясоедение, содержание цирков, заводы, уничтожающие природу, бессовестное разбрасывание мусора. И это только насилие к природе, а сколько насилия причиняет человек самому себе! Даже распространение ложных представлений об устройстве человека и мира является своеобразным насилием.

Всё, что нас окружает, является живым: каждый атом, молекула, клетка, организм, и планета в целом. Конечно, полностью перестать причинять страдания практически невозможно, однако мы можем отказаться от насилия там, где мы имеет власть – например, перестать есть мясо убитых животных. Чтобы перестать причинять вред планете, нужно развить привычку всегда убирать за собой мусор, а ещё лучше – самостоятельно или набирая команду людей, ходить в рейды по уборке мусора. Одна из интересных ситуаций, когда гордец говорит: «А что, комаров я тоже не должен убивать? От них же никакой пользы, а лишь один вред!», но, если задуматься более глобально — от комаров пользы планете намного больше, чем от человека. Многие беды идут от гордости, — человек считает себя высшим существом, и поэтому позволяет себе господствовать над материальной природой. Но он не задумывается о тех последствиях, к которым это обязательно приведёт. Основа любого насилия – невежество и страх.

  1. Сатья. Осознанный отказ от лжи. Так же, как и в ситуации с ахимсой, сатья должна распространятся и во внешний мир, и во внутренний, то есть отказ от самообмана также входит в этот принцип. Начнём именно с него, ведь что может быть хуже этого, когда человек начинает стремится к знанию и свету? В большинстве случаев самообман происходит неосознанно, человек просто погрязает в плену иллюзий и самостаятельно их поддерживает, это становится неконтролируемой привычкой. Путь йоги даёт нам возможность вырваться из этого плена собственными силами, поэтому упускать её очень неразумно. Если человек правдив перед самим собой, это открывает новые горизонты, помогает увидеть большинство внутренних проблем и блоков. Когда садхака осознаёт то, что мешает его дальнейшему развитию и честно себе в этом признаётся, ему легче отыскать тот инструмент, с помощью которого он и избавится от этих проблем. Первоначально, человек должен научится быть честным с самим собой, и уже из этого естесственным путём выльется отказ от лжи к другим существам.

Один из случаев, который стоит рассмотреть, это так называемая «ложь во благо». Сейчас встретить чистую правду очень сложно, в большинстве случаев, если информация не является ложью, то скорее всего это будет полуправда. Особенно это касается информации, которая распространяется СМИ. И вот тут стоит разделить такую «недоправду» и «ложь во благо». В одном случае она используется для собственной выгоды, какой бы она ни была, и тому, кто предоставляет такую информацию нет никакого дела до её получателя. Другой вариант – когда это действие совершается бескорыстно и идёт на пользу тому, кто получает эту информацию. Грубый, но точный пример – когда наркоману сказали, что дадут ему новую дозу, а на деле отправили на лечение. Конечно, он будет агрессивно настроен и считать, что весь мир его предал и ополчился на него. Однако на самом деле это пойдёт ему на пользу. Тем не менее, кто сможет понять, что действительно будет человеку полезным, а что нет? Это очень тонкий вопрос и в действительности, неизвестно стоит ли иногда пользоваться «ложью во благо» или нет. Что можно точно сказать, так это то, что нужно всегда опираться на внутренние ощущения, — частица Бога, которая всегда находятся внутри нас будет путеводным светом в такие моменты.

Реальность гибкая и изменяется под воздействием воззрений. То есть, один человек будет видеть мир по-своему, другой – совершенно иначе. Это называется картина мира. Человек, который окружает себя ложью и самообманом составляет такую картину мира, которая заводит его в ещё больше дебри иллюзии, тем самым он обрекает себя на страдания. Дремучие леса невежества наполнены страданиями, и правдивость – одна из тропинок, ведущих из этого леса.

  1. Астея. Отказ от присвоения чужого, другими словами – отказ от воровства. Сюда стоит также включить освобождение от желания приобретать вещи, которые не принадлежат нам. Любая вещь пропитывается энергиями того, кому она принадлежит, — это происходит на тонком уровне. Чем больше человек носит определённую вещь, тем чётче его энергетический отпечаток на ней. И, если другой человек незаконно её приобретает, то есть ворует, то, во-первых – он забирает часть энергии её носителя, что само по себе является нечестным действием. Во-вторых, эта энергия начинает действовать на вора не самым лучшим образом.

Кармический закон работает таким образом, что всё так или иначе приходит в равновесие, а значит, что похищенная им энергия будет отнята у него самого. При этом, карма может прийти в совершенно иной форме, — не обязательно, что у вора также будет украдена какая-то вещь. Скорее он получит такие же страдания, какие получил человек, который лишился этой вещи.

  1. Апариграха. Отказ от накопительства, другими словами – нестяжательство. Это означает, что человек должен перестать стремиться получить и накопить всё, а наоборот – стать щедрым и уметь отказываться от вещей. На тонком уровне всё происходит так – человек отдаёт огромное количество энергии, для того, чтобы получить какую-либо вещь. В последствии, он начинает обладать ею, однако внутри у него нарушается энергетический баланс. Стоит просто обратить внимание на то, какой ценой люди получают желаемого – тратят годы, здоровье и силы. Но стоит ли оно того в конечном итоге? Для йога – конечно нет. Если человек не знает ничего, кроме грубого материального мира, он будет тратить колоссальное количество энергии на то, чтобы получить желаемое здесь. Такой человек крутится в иллюзиях этого мира, что больше похоже на животных. Сначала он копит средства для приобретения какой-то вещи, потом он тратит средства на её содержание. А сколько таких вещей в жизни обычного человека? Очень много, и большинство из них можно спокойно выкинуть из жизни. Вследствие чего, человек почувствует прилив сил и энергии.

Йоги не могут позволить себе большие энергетические траты, потому что их путь требует силы и время. Если тратить кучу энергии на приобретение материальных ценностей, то на путь духовного развития не остаётся ничего. Дело в том, что те вещи, которыми мы обладаем пассивно похищают нашу энергию. Поэтому йог старается не обладать ничем, что не требуется для его выживания. Обычному человеку сложно просто взять и отказаться от всего, поэтому начинать стоит с малого – научится избавляться от старых и ненужных вещей, не приобретать новых, в которых нет особой нужды. По мере духовного развития, человек постепенно начнёт осознавать, что ему, по сути, требуется минимум.

  1. Брахмачарья. Контроль скрытых чувств, отказ от потакания своим желаниям, страстям и вожделению. Этот принцип имеет довольно широкое значение, хоть и чаще всего его относят к сексуальной сфере.

Брахмачарью можно отнести к любой сфере жизни человека, где проявляются его желания – сексуальная страсть, вкусовая, жажда известности и т.д. Почему же половые отношения выделяются среди прочих страстей? Потому что это желание распространено больше других и зачастую является основой для выстраивания других страстей. Когда человек не растрачивает свою сексуальную энергию, то получает возможность использовать её на благо своего духовного развития и общества. Сейчас можно наблюдать, что СМИ всё больше пропагандируют свободные отношения – что хочешь, то и делай. А в итоге это выливается в то, что человек растрачивает всю свою энергию, и это приводит к болезням и деградации. Постоянная реклама сексуального удовлетворения присутствует повсюду, её используют и для привлечения внимания, и для закладывания определённой программы в сознание людей. В итоге, обычному человеку сопротивляться тому, что навязывалось ему многие годы, очень сложно.

Сексуальное удовольствие очень сильно и всегда желанно, однако то количество энергии, которое уходит на его достижение столь велико, что не сравнимо с этим кратковременным отголоском счастья. Тот, кто контролирует эти желания, экономит колоссальное количество энергии, которое можно направить в нужное русло, а не растрачивать так беспечно. Когда энергия отсутствует, человек не может нормально заниматься своим развитием.

Конечно, брахмачарья относится не только к половому влечению. Например, неконтролируемая страсть к сладкому также приводит к энергетическому дисбалансу. Материальный мир – мир страстей и желаний, по сути именно они, подобно кандалам, держат нас здесь и не дают почувствовать настоящую свободу. Садхака, который решил идти путём самоосознания обязательно должен научится противостоять своим желаниям, иначе его духовный путь остановится и повернётся вспять.

Принципы ниямы.

  1. Шауча. Чистота на всех уровнях человека. Выделяют три проявления шаучи – чистота тела, чистота речи и чистоты мыслей.

Чистота тела относится не только лишь к телу человека, но и ко всему, что его окружает. То есть, в первую очередь, он соблюдает правила гигиены, однако он также должен следить за чистотой его одежды, помещения, в котором проводит время и личных вещей. Также он должен следить за чистотой внутри организма, для того, чтобы её добиться в йоге существуют специальные практики – шаткармы. Они помогают очистить тело изнутри.

На уровне речи шауча проявляется, как контроль за тем что говоришь. Садхаке необходимо отказаться от пустословия, научиться молчать, когда это необходимо, избавиться от слов-паразитов, перестать оскорблять, избавиться от чрезмерной эмоциональности в речи и обрести приятную интонацию.

Шауча на ментальном уровне является очищением ума от разных негативных мыслей, деструктивных настроек, самообману и всему, что происходит на этом уровне. Человеку очень сложно очистить свой ум, поэтому ему рекомендуется проводить ежедневные медитации. С их помощью, ум постепенно будет очищаться.

  1. Тапас. Лучший синоним этого слова – аскетизм. Он проявляется как осознанное самоограничение.

При этом тапас является также энергией, которую можно накопить. Она может выполнять защитные функции для человека и служить универсальной энергией, которую можно тратить для личного совершенствования. Говорится, что накопленная энергия тапаса может кардинально изменить человека и помочь ему достигнуть более совершенного мира, нежели этот. Это происходит по причине накопленного энергетического потенциала. Тапас является универсальным, так, как он един для всех миров и является такой энергией, которая будет применима практически везде. В зависимости от интересовал и устремлённости души, он может быть использован в различных целях и даже для получения материальных ценностей. Однако не стоит злоупотреблять этой энергией и тратить её бездумно, это может стать ловушкой для человека, идущего путём самоосознания.

Считается, что после смерти, накопленный тапас переходит с существом в его следующее воплощение. А материальные вещи умирают вместе с телом человека, и он никак не сможет взять их с собой. Поэтому тратить тапас на достижение материальных успехов, как минимум – не логично.

Накопить тапас можно с помощью различных аскез, то есть ограничений. Даже асаны, которые делает йог – это аскеза, потому что при этом его тело испытывает некий дискомфорт. Отказ от мяса, чрезмерных удовольствий и т.п. – тоже являются аскезами. Практически любые осознанные ограничения в итоге будут полезны человеку, однако к ним нужно подходить разумно. В условиях современного мира, который рекламирует постоянные удовольствия и настраивает человека на получение этих удовольствий, сложно изменить направление своего внимания. Но стоит держать в уме то, что аскеза даст человека намного больше, чем временные и унизительные материальные удовольствия.

  1. Сантоша. Удовлетворённость тем, что имеется и скромность в желаниях.

Принципы этой ступени пересекается с принципами апариграхи, то есть отказом от накопительства. В головах людей существует установка, что они всегда чем-то обделены и по этой причине им следует брать от жизни всё. Это поддерживается современным обществом, потому что широко рекламируется. Но не стоит вестись на подобные провокации. Исходя из закона кармы, человек всегда получает то, что он заслужил. Поэтому необходимо научится довольствоваться тем, что имеешь.

Каждому живому существу на Земле Бог даёт все необходимые условия для его существования, но только человек пытается сопротивляться этим условиям под видом так называемой цивилизации. Он стремиться всегда получить больше чем имеет. Допустим у человека есть дорогая машина, но тут он узнает, что у его соседа есть две такие машины! Как он себя поведёт? Он будет завидовать и пытаться так или иначе обойти соседа и получить три таких автомобиля. Вот это и идёт вразрез с принципами сантоши. Йог должен научиться довольствоваться тем, что имеет, и действительно получать от этого удовольствие. Если человек не имеет этого качества, то он в принципе лишает себя настоящего удовлетворения.

  1. Свадхьяя. Получение духовного научного знания. Самообразование.

Человеку необходимо стремиться получить истинные знания о природе человеческой души и законах мироздания. Для этого ему нужно читать литературу, написанную авторитетными духовными учителями. Если просто много читать, никак не применяя это в жизни или читать бесполезную литературу – это не свадхьяя. Великие люди оставили после себя не менее великое наследие, поэтому следует обратиться к нему, чтобы получить знания, необходимые для дальнейшего духовного развития. Самообразование ни в коем случае не должно останавливаться, так, как в этом мире отсутствует середина. То есть, если человеку кажется, что он стоит на месте, на самом деле он деградирует. Человек должен проверять всю полученную информацию на собственном опыте (в пределах разумного) и в последствии использовать её для личного развития. В ином случае, информации считает бесполезной и бессмысленной, а время, уделённое получению этой информации – потраченным зазря.

Знание должно быть духовным и научным одновременно. Что это значит? Такое знания является неопровержимой истиной, но при этом оно должно иметь объяснения. Воспринимать на веру всё, что нам предлагают не самая лучшая идея. Авторитетные писания, такие, как Веды, Пураны, Сутры предоставляют информацию с объяснением её работы. Плюс к этому, информация в этих источник применима в жизни, поэтому не является пустой. Эти два аспекта говорят об авторитетности данных знаний. Однако каждому человеку приходится проходит индивидуальный опыт для того, чтобы это понять.

  1. Ишвара-пранидхана. Посвящение себя и своей деятельности Богу.

«Ишавасьям идам сарвам» — всё принадлежит Богу. Так звучат первые слова первой мантры из писания Шри Ишопанишад. Осознание этого облегчает ношу человека, и он может направить свою деятельность во благо всего живого. Йог должен осознавать свою неразрывную связь с Богом и каждым живым существом. Поэтому такая любовная преданность, которая на санскрите называется бхакти, является опорой для дальнейшего развития. Чтобы достичь совершенства в йоге, садхака должен постичь эту науку любви к Богу. Вследствие этого всё автоматически станет на свои места. Душа вспомнит свою вечную неразрывную связь с Абсолютом, а значит пройдут все тревоги и путь станет ясным, как никогда. Без ишвара-пранидханы невозможно добиться совершенства и освободиться из пут материальной природы.

 

Яма и нияма – прочное основание для дальнейшего развития садхаки на пути йоги. Если он полностью освоил все принципы этих двух ступеней, то его путь будет лёгок и естественен. Преграды будут лишь временными препятствиями, преодоление которых – это лишь вопрос времени. Сомнения будут посещать садхаку, но он сможет преодолеть и их. На принципах ямы и ниямы держится любое цивилизованное общество, а значит, что каждый уважающий себя человек должен реализовать их в своей жизни, независимо от того, идёт он по пути аштанга-йоги или нет.

 

Ден Даслер