Варны

Варна – это взаимосвязь психических и физических качеств, которые определяют уровень развития разума человека и его положение в обществе. Они одновременно влияют на то, чем человек занимается, на его обязанности и его возможности. Выделяют четыре основные варны: шудры, вайшьи, кшатрии, брахманы.

 

ШУДРА

Жизненные приоритеты шудры во многом основываются на животных инстинктах. Зачастую бывает так, что шудры – это люди, которые только вышли из животного мира, то есть в прошлой жизни были зверем. По этой причине у них сохраняются многие повадки, а возвышенные стремления находятся в зародышевом состоянии.

Но шудра – не значит животное. Чтобы продвигаться постепенно в более возвышенные состояния, человек должен качественно выполнять предписанные ему обязанности и развиваться. Шудре для этого необходимо регулярно и качественно заниматься своим делом, развивать внутреннюю дисциплину, пытаться побороть лень и зародить хорошее потомство. Действия такого человека зачастую повторяются из раза в раз в различных обстоятельствах – на работе, дома, в компании друзей и т.д. Он руководствуется знакомыми действиями. По своей сути – это обычные рефлексы, то есть реакция на обстоятельства. Разум шудры ещё не развит до того состояния, где он может принимать сильные волевые решения, идя в разрез со своими потребностями. Люди этой варны не вносят в общество что-то новое, но у них есть возможность делать одинаковые вещи с завидным упорством. Хороший пример – сантехник, который из раза в раз выполняет одни и те же действия, но выполняет их действительно качественно. Ему не приходится заниматься каким-либо творчеством, поэтому такая работа ему даётся проще всего. Консерватизм – одно из проявлений качеств шудры, так как ему не хочется привносить в жизнь что-то новое и он придерживается тех стандартов, к которым уже привык.

Работа такого человека физическая и в большинстве случаев грубая. Это значит, что шудре легче работать на каком-нибудь заводе или быть грузчиком, нежели заниматься тонкой ювелирной работой. Часто можно встретить словосочетание «Рабочий человек», так вот шудры и есть такие рабочие люди. Они очень устойчивы на одном рабочем месте, если им не приходится на нём много думать. Многие прорабатывают на одном месте всю свою жизнь, причём занимаясь одним и тем же.

Стремление к познанию ещё не зарождается на этом уровне. Он не хочет не учится, ни заниматься йогой, ни медитацией, ни каким-либо ещё действием, которое поможет ему понять себя и мироздание. Шудра в целом не заинтересован в том, как всё устроено и к чему на самом деле нужно двигаться. У него имеется тенденция стремиться к объектам чувств, зачастую не контролируемое. Например, если мужчина-шудра видит красивую девушку, он несомненно начнёт проявлять к ней внимания, причём не в самых лучших формах. Если у него не хватает воли и он не проявит это внимание, то это выльется во что-нибудь ещё. Например, в пристрастие к одурманиванию (алкоголь, сигареты и другие наркотики).

Так, как в качества шудры не входит умение руководить людьми, он всегда нуждается в начальнике или тем, кто будет направлять его деятельность. Ему нужно знать, что делать, когда делать, как делать, вопросом «зачем» делать он особо не интересуется, ведь ему известно одно – он делает, значит получает деньги, деньги – это еда, дом, развлечения. То есть работает он для того, чтобы удовлетворять свои потребности и влечения. Шудра, вне всяких сомнений, наёмный рабочий. Это может проявится в любой рабочей сфере, будь то компьютерные технологии, продажи, производство, строительство и т.д. Если ему нужен начальник и он не хочет что-то менять или привносить новое, то это – шудра, где бы он не оказался. В более узком смысле, он работает не на человечество в целом, не на свою страну, не на общество, в котором живёт; человек этой варны живёт и работает для себя. Он проявлять какого-то интереса к своей работе, важнее всего, чтобы ему платили за работу, а уже чем именно заниматься для него не играет большой роли. Однако, если человек постепенно начинает проявлять творческие намёки в своей работе и в итоге становится мастером, то это свидетельствует о том, что он смог преодолеть свою работу. Однако стоит помнить о том, что в наше время чистых варн не существует и даже в шудре могут быть намешаны изначально творческие способности других варн.

Шудра, честно выполняющий свои обязанности, является человеком сильным и выносливым, любящим работу и физический труд, хорошим помощником и работником и умеющий вырастить хорошее потомство. В этом случае шудра преодолевает самого себя и двигается в правильную сторону. Он ближе всех остальных варн к земле и материальному миру, поэтому является хорошим помощником для людей с преобладанием другой варны.

 

ВАЙШЬЯ

Самый простой способ объяснить качества человека этой варны — это назвать его словом торговец. Вайшьи считаются уже более продвинутыми в развитии сознания людьми, нежели шудры. Помимо животных инстинктов, у вайшьи развито стремление к получению чуть более тонкого удовольствия, это может проявляться в чувстве эстетики. Также такие люди очень любят комфорт, поэтому тратят огромные деньги в погоне за этим состоянием. Собственные интересы для таких людей стоят выше интересов общества и даже, порой, самых близких людей. Качества людей этой варны позволяют им создавать материальную базу общества и налаживать торговлю. Итогом их деятельности является то, что в обществе формируются рабочие места, а у людей появляется возможность получить питание, одежду и кров.

Вайшья, который выполняет свою работу добросовестно, обеспечивают общество деньгами и другими материальными ценностями. В отличии от шудры, у вайшьи появляются управленческие задатки. Он может организовать свой собственный бизнес, нанимать работников и увеличивать производство. Такие люди могут запросто анализировать большое количество цифр, перенаправлять их разные места, рассчитывать, работать с большими базами данных и т.д. Если вайшья работает на хозяина, то несомненно может преувеличивать его капитал. Если шудра может делать одинаковые действия и вещи в потоке, то вайшья стремится скорее продать, получить выгоду. Ум его более тонкий, нежели у первой варны.

Вайшья может быть полезнейшей частью общества, обеспечивая его деньгам. Однако недобросовестные вайшьи встречаются намного чаще добросовестных, поэтому деньги общества идут им в карман. Стоит просто вспомнить о том, что всего 1% населения владеет 99% ценностей на Земле.

В отличии от шудры, у вайшьи развивается более тонкий контроль над своими желаниями. Возрастает уровень сознания, и тем самым уровень воли. Для того, чтобы заняться работой, ему не нужна внешняя стимуляция, он может самостоятельным волевым решением прийти к этому. Поэтому большое количество вайшь занимается собственным бизнесом. Если вопросы касаются сферы его деятельности, то человек торгового сословия запросто решает их. Он видит мир сквозь призму своего восприятия, и в каждом общении с другим человеком, он подсознательно будет искать какую-либо выгоду и рассматривать общение, как составление договора.

Представители этой варны, также везде и во всём ищут способ получить удовольствие. В конечном итоге, их деятельность также направлена на это. Просто особенная компиляция качеств позволяет им легко работать с деньгами. Без получения удовольствий, у них пропадает стремление и увлечённость жизнью.

Шудра создаёт себе жизнь простую – обычный дом, простая еда, обычная жена, и направлено это на удовлетворение чувств. У них отсутствуют качества, которые позволяют им занимать более тонкой формой получения удовольствией. У вайшьи же есть стремление к более изысканной жизни. Им не хватает «обычного», им нужно новое, неординарное, красивое. Они не хотят есть обычную жареной курицы, им нужна курица в сливочно-сырном соусе с итальянскими травами. То же касается и других сфер его жизни – дом, противоположный пол, удовольствия. Вайшья ищет изысканного удовлетворения своих желаний. Однако, зачастую его страсть к накопительству так сильна, что он может пожертвовать всем остальным, лишь бы заработать сумму с большим количеством нулей. Философия такие людей основывается на том, что всё можно купить и всё можно продать.

Сексуальная жизнь вайшь строиться на более тонких понятиях, нежели у шудр. Они могут различать объекты, с которыми можно заняться сексом и разделять их на группы. Они ограничивают себя более охотно, допустим мужчина-вайшья не увидит сексуальный объект, например, в женщине проводнице. То есть, вайшьи следуют каким-то моральным принципам, которым шудры следуют не с таким и уж и рвением, либо не следуют вовсе.

 

КШАТРИЙ

Следующей по уровню варной является варна воинов и управленцев. Поднявшись на этот уровень, человек обретает новые качества. Это честь, героизм, отвага, умение вести людей за собой, находчивость, совестливость, врожденное чувство справедливости, благородство, сила и решимость.

Кшатрий – это в первую очередь отважный воин. Он знает цену своему слову и всегда выбирает поступки так, как диктует ему его честь. Качества чистого кшатрия очень сильно разняться с качествами первых двух сословий. То, что могут себе позволить шудры и вайшьи, человеку варны воинов кажется унизительным и не позволяет себе допускать такое поведение. Достоинство для кшатрия стоит на первом месте. Он никогда не нарушит данного им слова, всегда и во всём следуя определённым порядкам. Он никогда не предаст близкого человека даже ценой своей собственной жизни. Вообще истинный кшатрий не боится смерти и считается, что благоприятная смерть для него именно в бою.

Человек, которые обладать такими качествами отличается от того, кого обычно посылают на войну в наше время. Он не пойдёт на обман ради победы, а будет честно сражаться лицом к лицу. Таковы законы чести.

Такой человек хорошо разбираться в устройстве среды, в которой он обитает. Так же он имеет качество быстро ориентироваться в незнакомой обстановке, соображать исходя из ситуации, решать проблемы. Всё это даёт ему возможность быть управленцем. Воинские и управленческие качества испокон веков шли рука об руку, дополняя друг друга. В ведических писаниях утверждается, что во главе государства должен стоять кшатрий, в ином случае оно обречено на постоянный упадок.

Внимание человека этой варны сосредоточено не на инстинктах и наслаждениях, а на возможности принести пользу обществу или отдельным социальным группам. Именно поэтому он легко справляется с управленческими делами.

Сила воли кшатрия развита ещё сильнее, чем у вайшьи. В связи с этим он может контролировать себя в экстремальных ситуациях и по возможности держать органы чувств от их объектов. Он прекрасно осознаёт, что поддерживает его волю и оказывает ей постоянную поддержку, не давая ей возможности уйти от него. Он ставит цели, принимает решения и является исполнительным. Являться исполнительным здесь означает, что он принимает непосредственное участие в делах, которыми руководит. Например, царь в древние времена всегда шёл на войну и сражался рука об руку со своими подчинёнными.

Кшатрий более интеллектуален, нежели носители первых двух сословий. Чистый кшатрий всегда руководствуется служением, а не своими личными интересами. Философия его основывается на чувстве долга, чести, морали, совести и определённой идеологии.

Кшатрий сражается не только со своими внешними врагами, но и с внутренними, такими, как страх, неуверенность, ложь и так далее. Внешне он может себя проявить по-разному, выдающиеся представители варны воинов зачастую меняют порядок в том месте, в котором находятся. Иногда они становятся великими революционерами. Пусть и даже в пределах своего двора в детстве. Стоит чётко разграничить шудр, которые агрессивны и пытаются искусственно наработать себе авторитет и кшатриев, которые всегда защищают слабых и проводят «воспитательные» работы с теми, кто не хочет жить по законам чести и совести. Он внутренне дисциплинирован и не даёт себе возможности проявлять слабость, особенно если находится в обществе. Он всегда чётко следует предписаниям закона и наставляет всех также эти предписания соблюдать.

Когда человек поднимается до уровня кшатрия, значит он одержал победу над страхом смерти. В целом, любой страх исходит из страха смерти, поэтому победа ним является великой победой. Представители первых двух варн не в силах справиться с этим, поэтому во многом их действия осквернены этим животным инстинктом. Для воина же честь и достоинство затмевают чувство страха. Поэтому так много героев встречается именно среди представителей это варны. Однако такой «героизм» является очень разумным, продуманным и обоснованным. Кшатрий проявляет его не для того, чтобы похвастаться, а для того, чтобы совершить потенциально полезное для общества дело.

 

БРАХМАН

Представителей высшая варны именуют брахманами. Это слово было образовано в санскритском языке и может иметь значения «расти», «верить», «мыслить», изначальное значение — «молитва». Это слово используют не только к людям высшей варны, но также и к носителям ведических писания, и к безличностному аспекту Бога.

В первую очередь брахманы – это носители духовного знания и жрецы. Также они могут проявлять себя, как учителя, врачи, музыканты, философы, учёные и т.д.

Брахманы зачастую вносят в мир какую-то новую идею, это может быть что угодно – учения, трактаты, культуры, течения в музыке, писательстве, архитектуре.

Так, как брахманы имеют большой запас духовной воли, они могут контролировать не только свои внешние действия, но и внутренние, например, мысли. По уровню разума они значительно опережают остальные варны. Даже разумные кшатрии всегда пользуются наставлениями брахманов. В идеальном государстве кшатрий стоит во главе государства, однако всегда пользуется советами высшей варны.

Человек это варны ясно осознаёт, что является не только учителем, но и учеником. И учителем для него является каждой событие, обстоятельство, весь мир. Брахман всегда честен, как с самим собой, так и с людьми. Его нет необходимости «учить что такое хорошо, а что такое плохо», это знание заложено в их разуме. Это может быть результатом пережитых событий и накопленного опыта за многие жизни. Так или иначе в результате появляются именно те качества, которыми обладает брахман. У него имеется постоянное стремление совершенствовать эти знания и углублять их. Помимо этого, он всегда делиться ими с тем, кому эти знания действительно необходимы.

Не всегда качества, присущие другим варнам, явно присутствуют и брахмана. Например, для кшатрия побег с поля битвы является преступлением, и оно будет иметь кармические последствия. Для брахмана же здесь никаких последствий не будет, потому как его тонкое и грубое тело не приспособлено к ведению борьбы.

Иногда брахману приходится выполнять работу, которую должны выполнять представители других варн. Однако он будет подходить к работе с творческой стороны, зачастую изобретая новые способы и методики её выполнения. Тем не менее, он будет чувствовать внутренней удовлетворённости, так как находится не на своём месте.

Одно из основных стремлений чистого брахмана – стремление познать устройство мира, человек и Бога. Так, или иначе он приходит к пониманию «служения», как единственного способа обретения непреходящего счастья и удовлетворённости. Обретение «служения» возможно и на других варнах, однако, чем ниже варна, тем меньше случаев понимания этого и тем сложнее исполнение служения.

 

В наше время, которое именуется кали-югой, то есть эпохой раздоров и падениия нравственности, встретить чистых представителей определённых варн очень сложно. В писаниях говорится о том, что в это время у всех людей есть черты шудр. Так, как сейчас все варны в разных степенях перемешаны в людях, не существует нормального общественного порядка, люди несчастны и не знают в какую сторону им двигаться. Таковы черты кали-юги. Однако, так или иначе, определённая варна всегда будет более проявлена в человеке. Ориентируясь на это, человек может выстроить свою деятельность таким образом, что он будет приносить пользу не только ему самому, но и обществу. Это будет одним из тех действий, которые помогут человеку обрести целостность и дадут возможность развиваться духовно.

 

Ден Даслер