ВАДЖРАСАТТВА, представитель Пяти Дхиани Будд

ВАДЖРАСАТТВА

Ваджрасаттва олицетворяет синтез Пяти Дхиани Будд — группы из пяти небесных Будд, которых визуализируют во время медитации. Они не явля­ются историческими личностями, и поэтому их следует отличать от истори­ческих Будд, таких как Гаутама Будда или Падма Самбхава.

Пять Дхиани Будд вместе с Ваджрасаттвой — это центральные божества эзотерического буддизма. Они представляют пять различных аспектов просветленного сознания и служат  проводниками к духовному преображе­нию. Ученики тибетского буддизма начинают практи­ковать медитацию на Пять Дхиани Будд через шестого Дхиани Будду — Ваджрасаттву.

Цель нашей медитации на этих небесных су­ществ — пробудить в нас осознание потенциала нашей собственной буддхической природы и обрести един­ство с Буддами. Дхиани Будды открывают нам, как преобразить в мудрость компоненты нашего созна­ния.

Имя «Ваджрасаттва» означает «алмазная природа», так как он служит олицетворением сути нашей собственной чистой, алмазной природы. Он являет ученикам образец для подражания, и если мы хотим стать похожими на него, то должны усвоить мудрости всех Пяти Дхиани Будд, поскольку Ваджрасаттва обладает всеми их достижениями.

Многие тибетские посвящения начинаются с призывов к Ваджрасаттве. Для очищения и подготовки к дальнейшему продвижению по пути прос­ветления кандидаты медитируют на него и повторяют его мантру. В конеч­ном итоге ученик приходит к осознанию, что ему предстоит найти Ваджра­саттву в центре своего собственного существа, сидящим на троне из лотоса в тайной обители сердца.

В своей диктовке, данной в 1993 году, Ваджрасаттва, выступая в качест­ве представителя Пяти Дхиани Будд, рассказал, какую помощь они оказы­вают нам: «Мы помогаем вам открыть вашу сокровенную суть — тайную обитель души, которая оказалась закрытой для нее из-за кармы и чрезмер­ных желаний. Мы открываем сокровенные двери, и нужная дверь стано­вится открытой дверью для дальнейшего продвижения.

Если душа обладает мужеством, а вы вдохновляете, поддерживаете и направляете ее, омывая любовью и состраданием, то она сможет открыть эти двери и войти. И если вы заботились о нуждах своей души, она познает своего внутреннего Христа»79 и внутреннего Будду.

Вы можете визуализировать Ваджрасаттву как золотого Будду, сияюще­го так, будто он освещен ослепительными лучами солнца. Он сидит в позе лотоса и держит в правой руке на  уровне своего сердца скипетр-ваджру. В левой руке у него колокольчик.

Ваджра олицетворяет его сострадание, а колоколь­чик — великую мудрость. Сострадание и мудрость яв­ляются основной парой добродетелей, необходимых для достижения самореализации. На другом уровне ваджра и колокольчик символизируют просветлен­ный разум Будды и его тело в счастливом единении с совершенной Реальностью.

Вокруг сердца Ваджрасаттвы написаны буквы его биджа-мантры — ХУМ. Биджа Будды — это священ­ный звук, священное слово, выражающее его сущ­ность. Мы медитируем на сущность Будды с помощью его биджа-мантры. Буквы Х-У-М— белые, и они движутся по ча­совой стрелке вокруг сердца Ваджрасаттвы, излучая сверкающие лучи бе­лого света.

Ваджрасаттва сидит на троне, который образован большим белым тыся-челепестковым лотосом. Он улыбается улыбкой великого сострадания и смотрит на вас с нежной любовью. По мере того, как буквы все быстрее и быстрее вращаются вокруг его сердца, тело Будды становится все ярче и яр­че, пока, наконец, не превращается в свет. Его тело становится прозрач­ным. Вы более не видите его формы. Перед вами лишь свет, свет, свет.

Ваджрасаттва объясняет, какое важное духовное служение осуществля­ется благодаря повторению мантр Пяти Дхиани Будд: «При каждом повто­рении биджа-мантры вы притягиваете нас к земному плану, на уровни са­мого астрального плана, на самые нижние уровни, где воплощены души, кармически связанные с вами…

Итак, мы следуем за мантрой. Мы идем туда, откуда исходит Слово. Мы следуем за теми, кто повторяет биджа-мантры — корневые слоги, обращен­ные к Божественной Матери, Богиням, Пяти Дхиани Буддам, ко всей ие­рархии Будд.

Поэтому место, откуда звучит мантра, зовет того, к кому эта мантра от­носится, появиться в этой точке. Таким образом вы в состоянии призвать нас в глубины астрального плана… благодаря связям, которые остались между вами и жизнепотоками, обитающими на тех уровнях.

Мы считаем это великим благом! Ибо (если только Закон не предпишет нам иного) мы, подчиняясь этому Закону, не можем сойти ниже, чем те земные планы, с которыми есть связь у одного из наших учеников…

Знайте же, возлюбленные, что сейчас вы позволили нам, нашим бодхи-саттвам, ученикам и чела перенестись на все уровни. Поэтому мы приумно­жили и проявили свое присутствие через миллионы разных световых точек на всех уровнях эволюции материального космоса».

Мантра Ваджрасаттвы состоит из шести слогов: Ом Ваджрасаттва Хум.