Сиддхи — мистические способности йогов

Сиддхи

Что такое сиддхи?

Для западного человека, слово сиддхи может быть совершенно новым и неясным. Хотя само значение слова встречается по всей планете и во все времена. Сиддхи – мистические, или по-другому, сверхъестественные способности человека. В обычном состоянии люди не могут постигнуть их, однако из истории различных народов мы узнаем, что люди, которые отдают всю жизнь на их постижение, в конечно итоге всё-таки развивают в себе эти способности.

В большей степени сиддхи описания в древнеиндийских писаниях, например, трактатах по йоге и ведических текстах. Ознакомившись с данными писаниями, становится ясно, что постигают такие способности лишь те, кто действительно посвящает всю свою жизнь самосовершенствованию. Во всей истории человечества есть различные упоминания об этих сиддхах. Так, например, в книгах Кастанеды мы можем понять, как пользовались и пользуются поныне индейцы. А сколько историй о сверхъестественных возможностях приходит к нам с Востока – вспомнить хотя бы картину Николая Рериха. На картине изображен йог, сидящий на вершине горы, при этом можно заметить, что снег вокруг йога растаявший. И этого мистики добиваются с помощью одного лишь правильно поставленного дыхания.

Регулирования температуры тела — это, конечно, не предел. Есть множество задокументированных сиддхов. В интернете можно найти видео, на котором йог совершает самосожжение. На этом видео можно увидеть, как его поливают горючим и поджигают, в это время он сидит без единого движения до самой смерти. Всё это свидетельствует о том, что возможности человеческого тела намного шире и разнообразнее, чем нам с вами об этом известно.

 

Наиболее популярным является учение о ашта-сиддхах или восьми основным йогических совершенств. Эти способности ярко описаны в многих писания ведических времён. Источников, повествующих об этих, скрытых для обывателя возможностях, огромное количество. Они не конфликтуют между собой и описывают явление с различных сторон. Поэтому у нас есть возможность близко познакомится с этой темой и даже узнать, какой путь ведём к их постижению.

Анима-сиддхи – посредством этой способности, практикующий может менять размеры своего тела до атома.

Махима-сиддхи – в противовес первой способности, эта позволяет йогу увеличивать своё тело.

Гарима-сиддхи – сверхспособность, позволяющая становиться очень тяжёлым и твёрдым.

Лагхима-сиддхи – наоборот, возможность стать сверхлёгким, подобно пёрышку и парить.

Прапти-сиддхи – способность моментально получить предмет, находящийся в удалении от него. Помимо этого, прапти открывает способности ясновидения, яснослышания, телепатии, понимания языков животных и т.п.

Пракамья-сиддхи – совершенство, позволяющая находиться под водой сколь угодно долго. Также ей приписывают способность вселяться в других, притягивать предметы и исполнять любые желания.

Ишитва-сиддхи – способность влиять на предметы материального и тонкого характера, воскрешать мёртвых.

Вашитва-сиддхи – сверхспособность влияния на умы живых существ, обретению контроля над ними.

Один из самых популярных трактатов по йоге «Йога-сутра» посвящает описанию сиддхов целый большой раздел. В каком-то смысле способности, которые достигаются во время практики, указывают на то, что йог двигается в правильном направлении. Сверхспособности — это своего рода побочный эффект правильной практики. Далеко не каждый начнёт этим пользоваться направо и налево, однако если у йога начинают просыпаться такие возможности, это свидетельствует, что он всё делает верно.

По мере продвижения по пути йоги и самопознания, у человека естественным путём просыпаются различные возможности. Сначала это простые способности, но со временем открываются и более могущественные. Это связано с тем, что человек перестаёт отождествлять себя с ограничениями этого времени, места и тела. Эти способности также называют вибхути.

Такие совершенства могут включать в себя:

Обретение возможности контролировать каждое существо;

Обретение безупречного знания;

Обретение видения прошлого и будущего;

Все органы чувств и ум начинают более чётко реагировать;

Обретение возможности понимания языков не только человеческих, но также и животных;

Обретения контроля над своим телом, чувствами и умом;

Обретение воспоминаний о прошлых жизнях и видения следующих;

Обретение идеального тела: красивого, здорового и сильного;

Обретение возможности читать чужие мысли и описывать всё, о чём они думают;

Обретение контроля над силами природы и управления ими, например, водой или огнём;

Отстранение от страданий и возможность покидать тело по своему желанию;

Обретение способности становиться невидимым;

Обретение способности левитировать;

Обретение способности подчинить себе чувства материального тела: осязание, зрение, вкус, запах, слух и ум;

Обретение идеального слуха, который позволяет слышать на очень большом расстоянии;

Обретение качества сострадания и любви ко всем живым существам;

Обретение способности покидать своё материальное тела и вселятся в тела других созданий;

Обретение грандиозной силы;

Постижение всех тайн космоса и обретение понимания его тонкого устройства;

Обретение знаний и способностей, находящихся за пределами понимания человека;

Обретение независимости от утоления голода и жажды, иными словами йог может обходится долгое время или всегда без еды и воды;

Обретение способности видеть и общаться с более разумными существами, к которым закрыт доступ обычному человеку.

Обычному человеческому рациональному уму сложно поверить в реальность этих способностей, а когда видит их наяву, принимает это за фокус. Однако йога учит нас о том, что грубы материальный мир – лишь вершина айсберга. За ним скрываются более тонкие законы мироздания.

Всё проявленное в мире повинуется трём гунам материальной природы – тамас, раджас и саттва. Они управляют нами, как нити, тама на уровне невежества, раджа на уровне страсти и саттва на уровне благости. Есть и другой перевод этих слов – инерция, вибраций и свет соответственно. Но главное понять суть гун материальной природы, и что каждой присущи свои признаки.

Йог, совершая свою садхану, постепенно поднимается с уровня тамас до раджас, а потом и до саттвы. А потом и вовсе освобождается от воздействия этих нитей. Человек начинает воспринимать своё Я, как неотделимое от всего мироздания, каждой живой души и Бога. Не омрачённое гунами восприятие кристально чисто и именуется в йоге «самадхи», то есть освобождения.

Однако, влиянию гун подвержено не только человеческое существо, но и всё во вселенной. От преобладания энергий в определённой вещи или существе, зависят его качества и ограничения. Йог, который постепенно освобождается от воздействия гун, освобождается и от ограничений, вызванных ими. Тем самым, он получает возможность напрямую действовать на материальную природу. Гармония, которая появляется в человеке, несомненно приводит в гармонию всё, что его окружает.

Веды описывают вселенную и все её составляющие, включая живых существ, как взаимодействие пяти элементов природы: огонь, земля, вода, воздух и эфир. Если уходить вглубь, то сиддхи есть ни что иное, как умелое взаимодействие этих пяти элементов. Садхака сначала приводит их в равновесия внутри себя и учится их контролировать, затем это распространяется и на мир вокруг. Иными словами, когда внутренний мир йога приходит в сонастройку с внешним и устраняются разногласия между ними, появляются мистические сиддхи.

Когда йог получает контроль над элементом воды, он приобретает способность не подвергаться воздействию огня и гибкость тела. Когда йог получает контроль над элементом земли, он приобретает великую силу, с которой не сравнится ни одна земная. Когда йог получает контроль над элементом воды, он приобретает способность изменять пространство вокруг себя и превращать различные металлы в золото. Когда йог получает контроль над элементом воздуха, он приобретает такую лёгкость в теле, что может летать, ходить по воде, дышать, где бы он не находился и покидать тело. Когда йог получает контроль над элементом эфира, он приобретает способность проходить сквозь любые препятствие, помнить всё прошлое и знать будущее и телепортироваться.

При регулярной и правильной практике йоги, мистические способности открываются в человеке сами собой. Это побочный эффект достижения определённых совершенств. Однако такой путь получения сиддх не является единственным, помимо него существуют и другие.

Способы достижения можно разделить на два основных вида: искусственные и естественные.

Мистические способности, достигаемые искусственным путём, появляются благодаря правильному воспеванию определённых мантр, священным ритуалам, посвящённым полубогам и духам, специальным магическим напиткам, ношению определённых камней, употреблению специальные настоев из трав и магии. Многие правильно сделанные практики могут даровать сиддхи, но большинство из них оказываются временными. Это может быть связано с тем, что нет определённости и регулярности, которая удерживала бы ум в состоянии, подходящем для восприятия и управления мистическими способностями. Их не считают подлинными, однако они могут оказать определённую помощь на пути духовной самореализации.

Одна из основных проблем в получении магических способностей – неправильная мотивация. Единственный верный повод для получения сиддхов – помощь всем живым существам и Богу. Так, как сиддхи даруют большую свободу действия, многие святые стараются сторонится данных способностей, так как они могут заслонить их главную и основную цель.

Эти способности – палка о двух концах. С одной стороны, они конечно же есть результат постижения своей истинной природы и понимания иллюзорности мира. Однако они могут вызвать влечение к себе, в итоге сведя на нет все усилия человека. Исходя из этого следует, что единственно верным путём является отсутствие влечения к сиддхам и желание обладания ими. Конечно, для обычного человека сложно устоять перед такими возможностями, однако, чем дальше человек проходит по пути самопознания, тем больше он понимает, что способности эти всего лишь результат разотождествления с материальным миром.

Существует множество историй, которые мы можем прочитать в Рамаяне или Махабхарате, которые повествуют о том, как обретались сиддхи. Герои таких историй подвергали себя серьёзным аскезам, лишая себя прелестей обычной жизни, таких, как например пища, вода или возможность разговаривать. Но далеко не каждый из них имел благие цель, находясь на уровне низших гун материальной природы. Да, они обретали эти мистические способности, однако это явление было временным и в конце концов не приводило ни к чему хорошему.

Опасность мистических сиддх

Многие святые сторонятся магических способностей по той причине, что стать их рабом очень просто. Потерявший конечную цель садхака, опьянённый возможностями, которые даруют ему сиддхи, становится их рабом. Используя их в качестве достижения славы, он сводит на нет все приложенные ранее усилия, так как теряет конечную цель своего духовного самосовершенствования.

Патанджали предостерегает йога, сообщая ему о том, что тот должен отказаться от мистических совершенств, ибо только так он сможет достичь вечного знания и блаженства. Только идя путём непривязанности, садхака может уберечь себя от пороков, в том числе гордыни – самой страшной и опасной ловушки для человека, который занимается духовным самосовершенствованием.

Поэтому йогу рекомендуются сначала полностью освоить первые две ступени аштанга-йоги, а именно яму и нияму. Это гарантирует его защищённость в будущем от привязанности к мистическим совершенствам и вероятности стать их рабом.

Вьясадева, составитель ведических писаний, приводит огромное количество примеров, как люди становятся пленниками сиддх, и наоборот тех, кто не поддался их влиянию. Один смертный, вдруг обретший способность повелевать небом, не смог осилить предоставленных ему возможностей, после чего был возвращён на Землю, только теперь в виде змея. Другая возвышенная девушка пала, превратившись в лиану. Третьего боги превратили в камень. Из этого следуют, что, хотя бы раньше наказание за привязанность и неправильное использование своих возможностей было суровым. Конечно, Вьяса описал также и множество положительных исходов, например, когда люди достигали господа Шивы, просто оставшись на верном пути.

Садхака ни в коем случае не должен уступать соблазну. Это серьёзное испытание, однако то, как человек его преодолеет является показателем его уровня. Сначала сопротивляться соблазну очень сложно, но чем больше садхака погружается в знания, тем легче ему становится.

Почему мистические совершенства уводят в сторону

Патанджали описал конечную цель йоги, как полную остановку умственной деятельности. Для этого была создана целая система восьмиступенчатой йоги, для того, что человек мог шаг за шагом постепенно приближаться к конечной цели. В правильной практике всегда должны быть две составляющие – регулярноость и беспристрастность.

Регулярность в практике должна быть глубокой, непрекращающейся и исполненной решимости. Конца такой практике не должно быть видно, ведь она всегда происходит здесь и сейчас, на санскрите такую практику именуют абхьясой.

Вторая составляющая зовётся на санскрите вайрагьей. И это означает отрешенность и непривязанность к чувственным удовольствиям. Постепенно, она позволяет нам освободится от желания получать плоды своей деятельности, достигнуть акармы. Она устранит любые препятствия на пути духовного самосовершенствования.

Эти две составляющие должны идти рука об руку, ибо они дополняют друг друга. Птица с одним крылом далеко не улетит, а поезд, идущий по одной рельсе далеко не уедет. Сохраняя в балансе эти две силы, садхака получает возможность прийти к совершенству.

Йог должен обладать определёнными качествами для того, чтобы его практика была полной. Эти качества: преданность, усердие и осознанность. Также к таким качествам относят готовность к тому, что путь духовного самоосознания будет долгим и нелёгким. Помимо этого, садхака должен научится успокаивать ум, избегать свои желания, освобождаться от мирских стремлений и отвлекать чувства от действий.

Если человек попадает в плен мистических совершенств, то лишается накопленного за годы спокойствия ума и лишается осознания конечной цели своей практики.

Безопасный путь

Такие способности не могут является конечной целью садхаки, так, как они являются лишь отголоском и вечного блаженства. Когда практикующий ставить целью обретение мистических способностей, он понапрасну тратит своё время. Он всё равно, что бездомной, который вместо стремления обрести дом, работу и семью, раз за разом ставит себе цель найти алкоголь и сигареты.

Поэтому, если человек следует путём йоги, то ему настоятельно рекомендует шаг за шагом осваивать каждую ступень йоги и всегда следовать её принципам. Это обезопасит его дальнейший путь. Постепенно освоение ямы, ниямы, асаны, пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяны и в итоге самадхи помогает человеку очистить свой ум и тело. Принципы ненасилия, правдивости, отказа от воровства и воздержания от чувственных удовольствий помогают человеку обрести внутреннюю целостность.

В нашем обществе есть множество людей, в компании которых мы чувствуем некую возвышенность и спокойствие. Кажется, что у них внутри всё настолько ясно, что ясность эта распространяется и на мир вокруг. К таким людям мы сразу проникаемся доверием. Честного и искреннего человека наш внутренний компас чувствует всегда, показывая, что нам нужно держаться именно таких людей.

Такого состояния мы можем добиться и сами, придерживаясь принципов йоги и не теряя из виду главную конечную цель. Этот путь действительно поначалу кажется сложным и практически невозможным. Однако дорога возникает под ногами идущего.

В конце концов наступит тот момент, когда мы будем совершать обычные для человека действия и заниматься мирскими делами, будучи невовлечёнными в них. Сосредоточив свой ум на абсолюте и полностью отдав ему всего себя, человек освобождается ещё в этом теле и покидает материальный мир при смерти. Его перестают терзать мирские проблемы и его ум становится чистым, как родниковая вода.

В таком состоянии сиддхи не являются преградой для садхаки, а лишь следствием его пробуждения. По сути, не обращает на них никакого внимания, а значит они не могут обрести власть над ним.

 

Ден Даслер