САРАСВАТИ

САРАСВАТИ

Божественная Мать в лице Сарасвати является шакти Брахмы. В индуистской Троице Брахма извес­тен как Творец, что соответствует ипостаси Бога-От­ца в западной Троице. Он — Божественный Законо­датель, источник всего знания. Вместе Брахма и Са­расвати являются воплощением космической силы. Сарасвати известна как Богиня Речи. Ее отожде­ствляют с Вач, Словом. Она олицетворяет красно­речие и наставляет в мудрости Закона. Сарасвати является Матерью-Учителем для тех из нас, кто лю­бит Закон, который поверяет нам Брахма; она — си­ла желания, воли и мотивации быть Законом в действии. Сарасвати предс­тавляет союз силы и ума, из которого возникает живое творение.

Сарасвати иногда изображают с четырьмя руками, сидящей на лотосе. В одной руке она держит тексты священных писаний, в другой — цветок лотоса. Другими двумя руками она играет на вине — индийской лютне. Ее   называют «Те­кущая» — источник, что творит Словом. Сарасвати также олицетворяет чистоту и облачена в белые одежды. Белый лебедь отображает ее трансцендент­ную природу и является символом духовного мастерства и  совершенства.

Сарасвати ассоциируют с речью, поэзией, музыкой и культурой, она из­вестна как Богиня Знания и Покровительница искусств и музыки. Ее почи­тают как в индуизме, так и в буддизме. Для буддистов она — супруга Манд­жушри, бодхисаттвы мудрости. Буддисты взывают к Манджушри, прося да­ровать понимание, мудрость, овладение учением, способность толковать священные тексты, красноречие и память. Он работает с Господом Майт­рейей. Иногда Майтрейю и Манджушри изображают вместе с Гаутамой Буддой, где Манджушри представляет аспект мудрости, а Майтрейя – ас­пект сострадания буддистского учения. Подобно Сарасвати, Манджушри наделяет даром озарения.

В древнейших индуистских текстах — «Ведах» Сарасвати предстает бо­гиней реки. В «Ведах» сказано, что Сарасвати являлась крупнейшей рекой в Индии, и, хотя в течение многих лет ученые утверждали, что это — не бо­лее чем миф, археологические раскопки, проводившиеся в 1985 году, обна­ружили древнее русло реки, которое соответствует описанию Сарасвати. Эта великая река, шириной от шести до десяти метров в большей части сво­ей длины, брала начало в Гималайских горах, несла свои воды на запад и там
впадала в море. Ригведы именуют Сарасвати «лучшей матерью, лучшей рекой и лучшей богиней».

Ее священный «корневой слог», или биджа, — Айм. Биджа-мантра зак­лючает в себе сущность Космического Существа, принципа или чакры. Мантра Сарасвати — Ом Айм Сарасвати Намаха.