Как манипулируют массовым сознанием?

технологии уничтожения общества

Окно Овертона: как манипулируют массовым сознанием

Жизнь общества – это череда сменяющих друг друга событий и явлений. С течением времени в окружающем мире изменяются ценности, нормы поведения, мышление, культура. Но каким образом социальные процессы активируются? Происходят они случайно, сами по себе, или ими кто-то управляет?

В социологии существует термин «клиповое мышление». Он обозначает фрагментарное, разрозненное восприятие информации. У личности, пребывающей в клиповой культуре, атрофируется умение анализировать причинно-следственные связи. Человек с алогичным мышлением, владеющий лишь обрывками информации, не способен отслеживать внедрение в общество новых тенденций. А то, что изменения насаждаются, сомневаться не приходится.

Происхождение концепции «Окно Овертона»

В 90-х годах 20 века юрист и инженер Джозеф Овертон работал в Макинском центре публичной политики. Именно тогда он разработал теорию, позволяющую продвигать в обществе любые идеи и ценности. Созданная им концепция была названа «Окно Овертона». Она позволяла оценивать степень приемлемости какого-либо явления с точки зрения общественного мнения.

В 2006 году технология Овертона была дополнена политиком Джошуа Тревиньо. Он предложил разделить процесс изменения общественного восприятия той или иной идеи, тенденции, философии на 6 этапов – от «немыслимо» до «действующая норма».

Но люди, живущие на земле, отличаются друг от друга. Невозможно анализировать социальные процессы без учета культурных, религиозных, этнических различий каждой народности. Так, если страна подчиняется законам шариата, то людям строго запрещено пить алкоголь. В светских странах умеренное употребление спиртных напитков считается нормой.

Еще пример. Каннибализм в цивилизованных странах воспринимается социумом как «немыслимо». Но в Африке до сих пор живут племена, для которых употребление в пищу белка человека – «действующая норма». Окно Овертона дает понимание того, как развивается та или иная концепция в обществе с учетом его особенностей.

Как работает технология «Окно Овертона»

Возможности Окна Овертона позволяют переформатировать сознание людей так, чтобы неприемлемые в данный момент вещи постепенно стали восприниматься как естественные либо наоборот. Для этого нужно пройти 6 стадий, двигаясь от немыслимого до нормального или обратно.

Рассмотрим на историческом примере, как действует Окно Овертона. Во время Отечественной войны пленных девушек из СССР отправляли на работу в Германию. Там они осматривались гинекологом. Согласно данным медосмотров примерно 99 % советских женщин в возрасте от 18 до 35 лет оказались девственницами. Полученную статистику врач Эйрих направил Гитлеру, сопроводив словами, что такой высоконравственный народ победить невозможно. Он оказался прав.

Высокие моральные качества в советском обществе были нормой. Сейчас дела обстоят совсем иначе. Целомудрие, социальная ответственность, патриотизм воспринимаются как нечто странное и ненужное, а девственность после 20 лет считается признаком отсталости и никчемности. В современной кинопродукции воздержание до брака высмеивается, семейные ценности ничего не значат. Школьные уроки так называемого сексуального воспитания, пропаганда постельных сцен в молодежных фильмах привели к тому, что интимные отношения до 16 лет воспринимаются подростками как естественные.

Всего за 70 лет целомудрие из категории «действующая норма» перешло в категорию «радикально». Раньше быть девственницей до замужества считалось делом чести, сейчас невесты имеют богатый сексуальный опыт. Без сомнения, кардинальный поворот в восприятии нравственных ценностей произошел не случайно. Это сработало окно Овертона.

Окно Овертона – этапы

Пример о целомудрии советских женщин наглядно показал, как общественное мнение может измениться на прямо противоположное. Но каким образом происходит столь очевидная трансформация? По теории окна Овертона восприятие той или иной идеи проходит 6 этапов:

  1. Немыслимо.
  2. Радикально.
  3. Приемлемо.
  4. Разумно.
  5. Стандартно.
  6. Действующая норма.

Концепция Овертона принимается как ориентир при обсуждении социальных процессов. Темы политических дискуссий разделяются по степени их приемлемости для морали, то есть в зависимости от готовности людей воспринимать какую-либо идею.

Но при более пристальном рассмотрении теории становится понятно, что она позволяет управлять общественным мнением путем последовательных действий по изменению отношения людей к насаждаемому явлению. С помощью Окна Овертона в сознание социума можно внедрить даже парадоксальную идею, передвигая ее из стадии «немыслимо» в стадию «действующая норма».

Вернемся к примеру каннибализма. Несколько лет назад была замечена попытка перевести противоестественное явление в разряд «радикально», то есть приблизить к действующей норме. В передаче нидерландского телеканала BNN ведущие Деннис Стор и Валерио Зено съели по кусочку человечины. Это мясо было их собственной плотью – в прямом эфире они угостили друг друга заранее поджаренным «деликатесом».

Акт людоедства произошел в веселой атмосфере развлекательной передачи. Видимо, кто-то запустил окно Овертона для продвижения идеи каннибализма. Причем использовалась самая эффективная методика насаждения чуждых явлений – юмор.

Ведь рассуждать серьезно о невероятных вещах никто не будет. А посмеяться, пошутить – какая разница о чем? Вот так с юмором и добродушием явление со стадии «немыслимо» переходит на стадию «радикально». Народ, посмеиваясь, привыкает к самому факту существования насаждаемого абсурда, а степень неприятия теряет остроту.

Окно Овертона – шаги

Использование механизма изменения общественного сознания происходит по следующей схеме:

  1. От немыслимого к радикальному.

Использование юмора (рассмотрен на примере выше) – первый шаг действия Окна Овертона, когда народ признает факт присутствия определенного события. Методика работает также в обратном порядке: высмеивание принятых в обществе норм приводит к их постепенному вытеснению из сознания как правильных. В частности, так была нивелирована ценность целомудрия, трезвости, патриотизма.

  1. От радикального к приемлемому.

Итак, люди свыкаются с мыслью, что в их жизни существует нечто смешное, пусть и ненормальное. Когда общество перестает всерьез воспринимать проблему, в действие вступают веские аргументы. К делу подключаются СМИ, киноиндустрия, ведутся экспертные дискуссии.

Поначалу информация воспринимается людьми негативно. Но поднятая шумиха и серьезные доводы делают свое дело, и человек на подсознательном уровне принимает навязываемую тенденцию. Люди понимают, что явление в обществе есть, и смиряются с его существованием. Так радикальное событие становится приемлемым.

  1. От приемлемого к разумному.

Дальше процесс идет стремительными темпами. Ведутся жаркие дискуссии о правах людей, свободе, демократии, о том, что взгляды у всех разные и чужое мнение нужно уважать. Навязываемая тенденция еще не воспринимается как норма, но все чаще звучит утверждение, что она существует и от нее никуда не деться. Продвижение доходит до категории «разумно».

  1. От разумного к стандартному.

Постепенно новая тенденция захватывает умы людей и воспринимается большинством как стандартная ситуация. Явление, которое раньше казалось немыслимым, уже не осуждается, а его противники оказываются в меньшинстве.

  1. От стандартного к действующей норме.

Последний шаг – окончательное формирование мировоззрения, доминирующего в обществе. Теперь явление воспринимается людьми как норма, а старые стандарты отвергаются. Несогласные с навязанными ценностями люди становятся изгоями.

Примеры действия технологии

Выгода движет теми, кто насаждает в обществе пороки, используя Окно Овертона. Один из примеров – изменение пищевых предпочтений. Еще в начале прошлого века люди питались натуральными продуктами. Сегодня же все, что продается в магазине, наполнено химическим добавками, вредными для здоровья. Люди едят фастфуд, чипсы, колбасы, потому что глобальные корпорации вложили огромные средства в рекламу.

пропаганда сми

Аналогичным образом продвигался сбыт сигарет. На экране кинотеатров сильные мужчины и красивые женщины курили почти в каждой сцене. Зрителям внушалось, что вдыхание сигаретного дыма выглядит впечатляюще. Результат пропаганды оказался поразительным. Если раньше табакокурение встречалось среди взрослых мужчин, то сейчас видеть женщин и подростков с сигаретой – обычное дело.

Как противостоять влиянию на массы

Нельзя позволить манипулятивным методикам управлять своей жизнью, здоровьем, мироощущением. Чтобы исключить внешнее влияние на собственное сознание, необходимо внимательно наблюдать за социальными процессами, анализировать, оценивать события, делать выводы. К любой информации следует подходить осмысленно и задавать себе вопросы:

  • Кому это принесет выгоду?
  • Будет ли информация выгодна мне, если я приму ее как истину?
  • Чем полученные сведения могут быть полезны мне, близким, обществу?
  • Не вредна ли информация для меня и окружающих?
  • Не противоречат ли новые идеи здравому смыслу и моему личному опыту?

Честные ответы помогут понять, являются новые сведения истиной или ложью. Также необходимо избавиться от информационного мусора, который затрудняет восприятие, мешает осознанному подходу к жизни и развитию. Поставьте перед собой цели и каждый раз, сталкиваясь с новой концепцией, соотносите жизненные приоритеты с полученной информацией. Тогда вас точно никто не сможет сбить с верного пути!

 

Ден Даслер